Технология 3D-печати может подарить человечеству новую промышленную революцию, хотя внешне 3D-принтеры похожи на большие холодильники и не вызывают никакого энтузиазма, пишет Financial Times.
Но внутри этих "холодильников" есть нечто, заставляющее крупные промышленные компании переосмысливать собственное будущее. Можно нажать на кнопку, и машина создаст цельные предметы на основе слоев из частиц пластмассы или металла. В результате можно дешево и быстро создавать сложные продукты, которые невозможно собрать с помощью традиционных промышленных процессов.
До сих пор компании использовали 3D-принтеры, чтобы делать прототипы и продукты для тестирования. Сейчас крупные промышленные компании, например, General Electric, EADS и Siemens, пытаются использовать новую технологию не только в лабораториях, но и в цехах.
С января 2014 года немецкая корпорация Simens будет использовать 3D-принтеры для изготовления некоторых частей газовых турбин. Она будет одной из первых транснациональных корпораций, которые внедрят 3D-печать в повседневное производство. Таким образом, компания может произвести примерно 100 различных компонентов. В некоторых случаях детали могут быть "напечатаны" за десятую часть того времени, которое требуется на их производство традиционных способом.
Детали должны соответствовать высоким стандартам качества, им придется выдерживать высокие температуры и нагрузки. В Siemens уверены, что это изменит процесс производства и предложения на рынках компонентов и запасных частей.
Обычно запасные детали производят на заводе, хранят на складе и доставляют покупателю по его заказу. Благодаря 3D-принтерам запчасти можно производить там, где они нужны. Производство перемещается к покупателю.
Новая технология будет полезна в авиации и космической промышленности, позволит снизить потери материалов. Это важно для отраслей, где используются дорогие металлы, например, титан. В авиационно-космической промышленности при производстве иногда теряется до 90% материалов.
Британская компания GKN, производящая автомобильные запчасти, развивает совместно с европейским космическим агентством EADS технологию 3D-печати титановых кронштейнов на своем заводе в Бристоле. Это позволяет сократить время производства с 4 часов до 40 минут, а затраты материалов – на 30%.
EADS пытается найти способ изготовлять крупные титановые части до нескольких метров в длину.
Американская GE Aviation с 2016 года собирается производить топливные форсунки для нового двигателя для самолетов Boeing 737 MAX и Airbus A320neo с помощью технологий 3D-печати. В каждом таком двигателе будет 19 форсунок. GE к 2020 году будет производить 30-35 тыс. форсунок, что потребует 60-80 3D-принтеров.
Сейчас топливная форсунка состоит из 20 различных частей, которые нужно произвести, обработать и соединить вместе. С помощью 3D-принтера можно сделать одну деталь, которая к тому же будет весить на 75% меньше, а срок ее службы будет дольше.
Однако пока промышленные компании относятся к 3D-печати очень настороженно.
Согласно докладу Morgan Stanley, компании считают, что с помощью 3D-принтеров лучше изготовлять прототипы, а не использовать их для производства. 73% компаний используют их для разработки продукции, и лишь 23% – для окончательного производства.
Нужны годы, чтобы технологии 3D-печати широко распространились в промышленности, и пока ожидать промышленной революции не стоит.
Кроме того, сами 3D-принтеры остаются дорогими, а материалы, которые они используют, стоят больше традиционных – в некоторых случаях в 50-100 раз, хотя и тратится их обычно меньше. Есть проблемы и с производительностью труда: некоторые машины работают слишком медленно.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».