Site icon Companion UA

Пока не пришла Европа: об актуальности китайских стратагем для решения жизненных задач

Понятие «стратагема» можно перевести, как «уловка» или «хитрость». Но в более расширенной интерпретации это некий стратегический (или тактический) план, цель которого – одержать победу над противником.

Стратагемность родилась из приёмов военной и дипломатической борьбы, которая разворачивалась на просторах древнего Китая. Изощрённость этих методов оттачивалась веками, а хитрость и скрытность стала едва ли не национальной чертой китайцев. Есть даже такая прекрасная метафора: «Стратагемы подобны невидимым ножам, которые спрятаны в человеческом мозге и сверкают, только когда их вздумаешь применить. Применяют их военные, но также и политики, и купцы, и ученые. Тот, кто умеет применять стратагемы, может мгновенно превратить в хаос упорядоченный мир или упорядочить хаотический мир, может вызвать гром среди ясного неба, превратить бедность в богатство, презрение в почтение и безнадежную ситуацию в выигрышную. Человеческая жизнь — это борьба, а в борьбе нужны стратагемы. Каждый человек стоит на линии фронта. Краткий миг рассеянности — и вот уже что-то, принадлежащее одному человеку, досталось в добычу другому. Но тот, кто умеет применять стратагемы, всегда удержит инициативу в своих руках. Во дворце или в хижине, но стратагема пригодится всегда».

Как считают историки, для развития «китайской хитрости» была существенная причина. Швейцарский синолог и юрист фон Зенгер Харро – автор замечательной книги «Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать», русский перевод которой был издан в 2010-м году, пишет об этом так: «В древнем китайском обществе отсутствовала юриспруденция, служащая интересам личности, стратагемика (практическое знание уловок, необходимых для выживания в жизненной битве) должна была давать человеку жизненно необходимую опору. … законы не служили защитой отдельной личности и никакой независимый суд не был способен помочь человеку в его праве».

Ввиду высокой степени актуальности вышеприведенной цитаты категорически необходимо указать на существование древнекитайского текста, в котором собраны основные тактические приёмы этой самой борьбы. «Тридцать шесть стратагем» – так просто он называется. В нём можно, например, обнаружить такие советы: «Нападай там, где уступают, Не нападай там, где дают отпор», «Спокойно жди, когда враг утомится» , «Жертвуй слабой позицией, чтобы еще больше укрепить сильную» или более развёрнутый вариант стратагемы №9: «Пусть в стане врага назревает разлад и растет неотступно смута. Нужно держаться от этого вдалеке и ждать, когда наступит крах. Взаимные распри и взгляды, полные ненависти, верный знак того, что враг сам себя погубит».

Всё это выглядит, конечно, весьма шокирующе для филантропствующего европейского сознания. Вместо оправдания приведём ещё одну цитату швейцарского исследователя: «…стратагемы вовсе не обязательно служат «злому», чтобы перехитрить «доброе». Очень часто возникают ситуации, в которых как раз добрый, но находящийся в более слабой позиции человек может достигнуть в высшей степени достойной цели исключительно с помощью стратагемы».

Exit mobile version