В 2000 году вышла книга американского журналиста Джона Сибрука «Nobrow», в которой констатировался печальный для снобов и радостный для безусловных любителей жизни факт. Привычной иерархии культурных жанров больше не существует. Термины «массовый», «низкий», «высокий», «элитарный» еще долго будут использоваться по инерции. Однако образованный взрослый человек, не скованный стереотипами, сегодня может получать мощнейшее культурное переживание как от «Smells Like Teen Spirit» группы Кобейна, так и от Бетховенской Сонаты для фортепиано №14 до-диез минор, оп. 27, №2. Что касается самих творцов культурного продукта, то наименее консервативные из них свободно перемещаются между слоями культурного «пирога». А траектория этих движений фиксируется критиками в виде списков, состоящих из слов «поп», «рок», «классика», «джаз», «артхаус», «мейнстрим» и проч. – поспевала бы только за этим культурная индустрия. В Украине не поспевает. Пример тому – певица Джамала – один из немногих отечественных музыкантов, не без успеха осваивающих лишенную жанровых иерархий территорию. Как ей дышится в этих местах?
Когда речь заходит об исполнителях, работающих на границе благородных жанров и популярной музыки, есть соблазн поразмышлять о том, как сделать качественную музыку интересной для широкой аудитории. Это история о вас?
Очень хотелось бы, чтобы это было так. Я стремлюсь к этому. Я родилась в семье музыкантов, взращивалась на музыке непростой, скажем так. На соуле, джазе, блюзе, армянском, крымско-татарском, украинском фольклоре. А сегодня не могу делать музыку, в которую не верю сама, которую не слушаю. Конечно, джаз и соул сложнее воспринимаются в бывшем СССР, в Украине, где эти жанры долгое время были инородными. В советскую эстетику они никогда не были вписаны.
Но, как следует из некоторых ваших интервью, вы способны идти на компромиссы. Вот скажите тогда, можно ведь сделать с помощью аранжировки джазовую песню более конъюнктурной и таким образом расширить аудиторию?
Можно. Но на подобные компромиссы я не иду, из-за чего, наверное, страдает моя ротация на радио.
Страдает?
Страдает, правда. Например, по поводу песни «Я люблю тебя» мне сказали: «Мы не можем пустить ее в ротацию, потому что там флейта звучит вначале, живые дудки (духовые инструменты на музыкальном сленге. – Прим. ред.). Она звучит как джазовый стандарт». Наговорили еще кучу каких-то слов, от которых я очень расстроилась… Ну вот вы слушали радио в последнее время?
Нет, честно говоря.
А я послушала, чтобы понять, что происходит. Только из-за этого. Там, знаете, нон-стопом играют такие дискотечные штуки. А для звучания живого бэнда нет места. «Я люблю тебя» и еще две русскоязычные песни, которые вошли в мой новый альбом «All Or Nothing», – что в них общего?
Один автор слов – писательница Виктория Платова, и один саунд-продюсер – Милош Елич. Это клавишник группы «Океан Эльзы». Он очень тонко прочувствовал мою любовь к Motown Records (легендарный детройтский лейбл, на котором записывались звезды афроамериканской музыки. – Прим. ред.) и олдскульному звучанию 1960-70-х. Поэтому в данных композициях чувствуется близость к той эпохе. И это сразу же оттолкнуло. Я-то думала, наоборот, обрадуются как чему-то новому, свежему. Это же интересное сочетание: соул-звучание и русский текст. Песня-то получилась на самом деле (может, это звучит нескромно), вызывает эмоции у людей. Я вижу это по концертам, в конце концов… Возвращаюсь к вашему вопросу: делаю ли я какие-то конъюнктурные шаги, чтобы быть более популярной? Наверное, нет. Вероятно, слово «бизнес» не про меня. Да, конечно, моя команда, с которой я работаю, использует те же рычаги. Мы делаем клипы, я снимаюсь для глянцевых журналов, даю интервью. Но вряд ли меня можно отнести к шоу-бизнесу.
Вы находитесь на самоокупаемости?
Да, абсолютно. Трудно бывает. По-всякому. Иногда думаешь, как закрыть текущий месяц. Я живу в съемной квартире. У меня есть машина Hyundai Sonata – это самое большое, что я могла себе позволить. Никаких особых благ у меня нет. Кроме счастья быть окруженной людьми, которые, как и я, верят в то, чем занимаются. Я делаю свою музыку. Записываю ее, как хочу. Да, в новом альбоме, к сожалению, смогла себе позволить записать только две песни с симфоническим оркестром. Но ничего – все впереди.
Чем отличается «All Or Nothing» от вашей предыдущей работы?
Этот альбом более смелый в жанрах. «For Every Heart» мне хотелось выдержать в одном стилевом направлении, сделать его цельным, чтобы одна песня перетекала в другую. В нем собраны очень разные песни и жанры: джаз, соул, поп, британский минимализм. Если переводить на академический язык, то первый альбом – это как 12-частная симфония. Второй – малые формы: пианистические, симфонические и т. д. Наконец, он мудрее, как мне кажется (все-таки два года прошло). И конечно, он более личный, чем «For Every Heart». Еще один очень важный момент. Не только саунд-продюсеры Евгений Филатов и Милош Елич повлияли на звучание альбома, но и каждый музыкант моего бэнда (сейчас в нем семь человек) внесли в него свой вклад, стали частью этой музыки.
Вы ведь исполняете не чистый джаз. Как соотносите себя с джазовой столичной средой, которая формируется вокруг Алексея Когана, Игоря Закуса, других личностей?
Знаете, меня сложно отнести к классическому джазу. И в то же время в рамки поп-музыки я не вписываюсь. Поэтому, наверное, у меня пока нет своей компании (хотя в Британии и Америке такие исполнители – сплошь и рядом). В то же время я не хотела бы отделять себя от джазовой среды. Очень люблю Эллу Фицджеральд, Сару Вон, Билли Холидей. Это музыка, которую я слушаю, которой вдохновляюсь. Я выступаю на джазовых фестивалях (в прошлом году это была «Усадьба. Джаз» в Москве и Санкт-Петербурге), знаю очень много джазовых стандартов и, конечно, не возражаю, когда меня называют джазовой певицей. Такая певица для меня – прежде всего та, которая умеет петь и несет музыку, воспитывающую своими текстами. В джазе есть очень глубокие тексты, до сих пор являющиеся моими любимыми.
Например?
«Round Midnight» Телониуса Монка, «Blue in Green» Майлса Дэвиса, «Waltz For Debby» Билла Эванса. Они вечные. Напишу ли я такую вечную музыку? Не могу дать ответ. Я развиваюсь и как певица, и как композитор – делаю для этого все.
Какие еще исполнители оказывают на вас влияние?
Их огромное количество. Например, сегодня я слушала потрясающую певицу из Америки, мою ровесницу Мелоди Гардо. Мне нравятся альбомы Чарли Уинстона, британского певца, который творит во Франции… А давайте я просто в свой iPod зайду и прочитаю, что сегодня слушала. Рейчел Феррелл. Группа Incognito – британские ребята. Их «Surreal» 2012 г. – отличный альбом. Бетти Райт. Холидей, Вон, Фицджеральд, о которых я уже говорила. Финк, Джеймс Блейк, Мэтью Херберт. Марвин Гэй и Барри Уайт – обожаю их обоих. Фолк-джазовая группа Oi-Va-Voi. Альбом Пола Маккартни 2012 г., насыщенный очень красивыми текстами. Юсеф Латиф – потрясающий флейтист и кларнетист. Это очень глубокая инструментальная музыка. Существует огромное количество музыкальных композиций, добавляющих интеллекта, развивающих тебя как личность, которые, мне кажется, каждый человек хоть раз должен услышать.
От Сусаны до Джамалы Джамала (Сусана Джамаладинова), украинская певица и композитор. Исполняет и сочиняет поп-музыку, тяготеющую к соулу, джазу, ритм-энд-блюзу. Живет и работает в Киеве. Родилась в Кыргызстане в 1983 г. Детство прошло в Мелитополе и Крыму, в поселке Малореченское, недалеко от Алушты. Мать Джамалы – преподаватель в музыкальной школе. Отец имеет дирижерское образование. Среди друзей семьи – джазовый гитарист Энвер Измайлов. В 11 лет Джамала услышала Эллу Фицджеральд. С 15 участвует в международных вокальных конкурсах. После музыкального училища в Симферополе окончила Киевскую консерваторию по классу оперного вокала с красным дипломом. Еще во время учебы, в 2001 г., стала участницей женского вокального джазового квинтета Beauty Band. В 2007-м начала сольную карьеру. Под псевдонимом Джамала выступает с 2008 г. Популярность певице принесло участие в конкурсе молодых исполнителей «Новая волна 2009» в Юрмале, где она получила Гран-при. В этот период ее продюсером была известный украинский хореограф Елена Коляденко. В 2010 г. сотрудничество Джамалы и Коляденко из-за творческих разногласий закончилось. Менеджером певицы стал Игорь Тарнопольский, который также занимается делами электроник-рок-группы The Maneken. В 2011 г. записала первый сольный альбом «For Every Heart». В апреле 2013-го выходит вторая пластинка – «All Or Nothing». Большую часть музыкальных композиций Джамала пишет сама. При создании текстов песен сотрудничает с Татьяной Скубашевской и другими авторами. Предпочитает английский язык, потому что на нем «лучше свингуется». Однако для нового альбома написала три русскоязычные композиции (автор слов – писательница Виктория Платова). |