– Вы пьете, курите?
– Нет
– Жареное, соленое едите?
– Нет
– С женщинами спите?
– Нет
– Так зачем вам жить до восьмидесяти?
Старый еврейский анекдот
Мотивация персонала – один из краеугольных камней бизнеса всех украинских компаний. В то время как одни читают американские учебники и труды гуру, другие внедряют собственный опыт и ориентируются на принцип «только так и не иначе». Термин «корпоративная социальная ответственность» пришел в нашу бытность недавно, однако включает в себя не только внешние активности компаний, но и работу с персоналом.
Так что же такое работа с персоналом вообще и его мотивация в частности в условиях украинского бизнеса?
Что для вас означает понятие «персонал компании»?
Я не буду оригинальным, если скажу, что это основной актив компании?
Не будете…
Поэтому отвечу иначе. Датагруп до 2010 г. была на сто процентов украинской компанией, пока мы не привлекли акционеров – фонд Horizon Capital. Однако по духу и составу мы остались своими: все 1,5 тыс. сотрудников – украинцы. Знаете, политика многих национальных компаний не приемлет семейственности. Я считаю наоборот. Недавно мы посчитали, что каждые десять дней у сотрудников нашей компании рождается ребенок. У нас, кстати, на внутреннем портале обязательно с этим поздравляют. Что это означает? В первую очередь то, что компания комфортна для людей. Сотрудники, мамы и папы, уверены в своем завтрашнем дне. На мой взгляд, именно эти факторы являются показателями социальной ответственности бизнеса.
Не деревья, памятники, книги, а уверенность персонала в завтрашнем дне. В Датагруп я не только наемный менеджер, а пусть и миноритарный, но все-таки акционер. Понимаю, что от каждого моего действия зависит благополучие моей семьи и семей сотрудников.
То есть вы отрицаете все европейские принципы КСО?
Нет, просто призываю не воспринимать их буквально. Например, в 2005 г. я узнал, что есть такая Стратегия Голубого Океана. Классическая американская модель: хотите преуспеть на рынке, создайте его сами. Так вот, в 2005-м Датагруп уже была лидером рынка спутниковой связи.
Но начинали мы в 2001 г. Кто тогда знал про такую стратегию? Никто. Мы просто действовали интуитивно, верили в свое дело. Что получилось? Нам сейчас принадлежит 80% рынка спутниковой связи Украины, а также ключевые позиции на рынках стран СНГ и Восточной Европы.
Наш опыт – отличный кейс для бизнес-практиков. Я хочу сказать о том, что никогда не достигнешь успеха, просто прочитав примеры в книге. У нас ментальность иная. Мы можем ходить на сотни бизнес-тренингов, но, пока сами не набьем шишки, дела не будет.
В чем тогда ваш успех как управленца?
Много наших проектов мы начинаем только на основании веры в то, что все получится. Из последних примеров: за октябрь 2012 г. построили самую крупную сеть спутниковой связи не только в СНГ, но и в Восточной Европе. Признаюсь, иногда мотивация была одна: делай то, что тебе говорят. И ведь делали. Построили. «Сделали» Европу. Для нашего менталитета непонятны досконально слова «мотивация», «компенсация», «стратегия». У нас работает другой стимул – эмоциональный: «дело принципа». Если хотите: «пацан сказал – пацан сделал». Мы сказали – мы сделали. Никто не верил, а мы сделали. Огромная ошибка топ-менеджеров нынешних украинских компаний состоит в стремлении внедрять принципы, изначально непонятные персоналу.
Помните, как у Драйзера: есть стоики и оплоты. Так вот в нашем менталитете оплотом является вера в то, что получится «всем врагам назло».
Вы сейчас полностью отрицаете всю мировую науку в сфере мотивации персонала.
Ни в коем случае. Мотивация, выражающаяся в деньгах, никуда не девается. Я говорю о другом: не стоит навязывать принципы, которые людям чужды.
Я имею в виду эмоциональную мотивацию.
Скажу вам так, на рынке связи Украины у Датагруп самая низкая текучка кадров. Причин тому несколько. Первое и самое главное: я верю в людей, которые работают рядом со мной. Как топ-менеджер всегда предпринимаю максимум попыток, чтобы удержать человека в компании.
Второе: Датагруп – лидер в трех из четырех основных сегментов рынка телекоммуникаций. Мы являемся также лидером мнений и в некотором роде законотворцем. У нас мощные департаменты R&D и управления проектами – это значит, что новейшие мировые разработки мы тут же тестируем и внедряем для наших клиентов. Где еще можно приобрести такой опыт?
Третье: досуг. Лично я уделяю этому очень много внимания. Мы умеем хорошо отдыхать.
Четвертое: во все наши внешние маркетинговые активности мы вовлекаем сотрудников компании. Например, на финале Кубка Украины по футболу, который проходил в мае 2012 г. на НСК «Олимпийский», дети сотрудников компании принимали активное участие в церемонии его открытия и закрытия.
В компании вас не воспринимают как тирана? Вы сказали – коллектив сделал?
Думаю, что нет. В конце прошлого года я предложил всем сотрудникам эксперимент: любой желающий мог на три дня занять кресло генерального директора со всеми благами – машиной, водителем, помощником, заместителями. Условие одно: принять на себя ответственность за все действия и их последствия для компании. Итог для меня был предсказуем – ни одного желающего. В Датагруп все прозрачно. Я не прячусь от сотрудников за тяжелой дверью, более того, в мой кабинет она всегда открыта. Результат эксперимента я расцениваю так: каждый понимает свою сферу ответственности, каждый работает на своем месте. Хотя, если честно, – с радостью нашел бы для себя достойного заместителя (улыбается).
Так зачем все-таки «жить до восьмидесяти»?
Ответ для меня прост: во всем, что я делаю, нахожу для себя удовольствие – в том, что меня понимает моя команда, что чувствую поддержку своей семьи, что проект успешен и приносит прибыль, что компания признана на рынке Европы.