Site icon Companion UA

Итоги года по украинскому ТЭК

ГАЗОВЫЙ РЫНОК: ДЕШЕВЛЕ vs ПОЛЕЗНЕЕ

Снижение цены на газ для Украины до $268,5 за 1 тыс. куб. м действительно является историческим событием. Оно повлияет на себестоимость практически всех товаров, производимых в стране, и позволит сократить дефицит НАК "Нафтогаз Украины".

Впрочем, есть и другая сторона медали. Очевидно, что при снижении цены на российское топливо, реверс газа из Европы теряет экономический смысл, а без реально работающих реверсивных маршрутов, в первую очередь через Словакию, идея реализации восточно-европейского газового хаба на базе украинских подземных хранилищ становится малореальной. Все более призрачным становится и проект строительства (аренды) плавучего LNG-терминала для Украины.

Помимо этого, "скидка" на газ может всерьез ударить по проектам энергетической модернизации. Так, согласно заявлению объединения коксохимических предприятий "Укркокс", внедрение технологии вдувания пылеугольного топлива на металлургических предприятиях может быть приостановлено на неопределенное время, поскольку "вкладывание средств в модернизацию может оказаться экономически нецелесообразным". Об ухудшении экономики отечественных добывающих компаний говорить излишне.

В 2014 году начнется новый этап переговоров с РФ о будущем украинской газотранспортной системы (ГТС). Российская сторона неоднократно заявляла, что считает несправедливым правило свободного доступа к газопроводам, предусмотренное европейским и украинским законодательством. В то же время сохранение такой нормы важно для привлечения крупных инвесторов в газодобычу на территории Украины. Каким образом будет решена эта дилемма, если даже стороны сойдутся в цене, пока не понятно.

ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА: ЛИБЕРАЛЬНАЯ КОНСЕРВАЦИЯ

Декабрьские решения правительства коснулись не только газовой сферы, но и электроэнергетики: Кабмин поручил НКРЭ заморозить рост цен и тарифов для всех природных монополий. Формально заморозка будет действовать до апреля, но исключать возможность ее продления нельзя.

Из-за этого НКРЭ в последний момент отказалась от внедрения давно запланированной реформы энергорынка – перевода облэнерго на стимулирующую систему тарифообразования (RAB-регулирование). Всем девяти энергоснабжающим компаниям, которые рассчитывали с 1 января перейти на новую систему, пришлось экстренно подавать расчеты тарифов по старой системе "затраты+".

Более того, НКРЭ снизила тарифы большинства энергоснабжающих компаний на 2014 год, чтобы удерживать стабильные цены для потребителей. В итоге ожидать крупных инвестиций в отрасль без четкой позитивной перспективы, по меньшей мере, наивно.

Крупнейшему производителю страны НАЭК "Энергоатом" госкомиссия все-таки повысила тариф на 4% с 2014 года. Но атомщикам не стоит обольщаться: учитывая постоянное падение доли электроэнергии, производимой на АЭС, их общие доходы вряд ли возрастут. А ведь у "Энергоатома" стоит вопрос продления сроков эксплуатации блоков, у компании за девять месяцев убыток 4,7 млрд грн и предолгий кредитный "хвост".

При этом планы не только "Энергоатома", но и "ВостГОКа" относительно привлечения кредитных средств под госгарантии могут так и остаться планами, поскольку желающих получить финансирование посредством постановления Кабмина №404 от 3 июня 2013 года немало.

Знаковым событием 2014 года станет вступление в действие закона о либерализации рынка электроэнергетики. Этот закон полностью меняет модель функционирования рынка, позволяет заключать прямые договора между производителями и покупателями (в настоящее время всю электроэнергию скупает у производителей и продает облэнерго один посредник – "Энергорынок").

Вместе с тем закон о либерализации не решает главной проблемы – ликвидации перекрестного субсидирования на десятки миллиардов гривень. Роль донора просто перекладывается на все тот же "Энергоатом" и оператора крупных ГЭС – "Укргидроэнерго". То есть, в выигрыше остается тепловая энергетика, значительную часть которой контролирует "ДТЭК" Рината Ахметова. Она может заключать прямые договора и забыть о дотировании населения.

Впрочем, полная перестройка рынка под новые правила составит не один год.

НЕФТЕРЫНОК: НАРУШИТЬ НЕЛЬЗЯ ВЫПОЛНИТЬ

Согласно украинскому законодательству, с начала 2014 года все реализуемые в стране бензины должны содержать не менее 5% биоэтанола. Именно это правило вызывает больше всего дискуссий и недовольства среди трейдеров накануне Нового года.

Собственники АЗС отмечают, что правительство, сказав "А", не сказало "Б": вовремя не подготовило подзаконную базу, стандарты. В стране пока производится слишком мало биоэтанола, а его импорт облагается высокими налогами, что ведет к значительному удорожанию бензинов. То есть, нарушать правила трейдерам, скорее всего, придется, вопрос только, какие из них.

В свою очередь, спиртовики обещают существенно нарастить выпуск продукции, как только появится спрос, ратуют за создание новых рабочих мест и поддержку отечественных производителей.

Нефтетрейдеры, уже полгода воюют со спиртовиками, но успехов пока не достигли. Собственники WOG даже уговорили профильное министерство на отсрочку нормы, но в условиях общего политического кризиса в стране их законопроект так и остался лежать "под сукном".

Новые надежды собственники АЗС возлагают на Конституционный суд, который недавно получил представление об отмене "спиртовой" нормы. Для кого ставки выше, кто принесет в суд более весомые аргументы – будет видно уже в 2014 году.

Еще одним важным событием 2014 года станет вступление в силу "Техрегламента на топлива" (с июля). Этот документ вносит порядок, но не является революционным, так как позволяет продавать бензин и дизель качества Евро-3 до конца 2015 года, хотя от такого топлива страна планировала избавиться еще в 2011 году.

Судя по всему, Украина реально сможет перейти на стандарты Евро-4 и Евро-5 только тогда, когда все ее поставщики, в т.ч. российские, просто перестанут выпускать менее качественные нефтепродукты (а в ЕС уже будут ездить на Евро-6). Да и то вопрос, ведь все еще существуют отсталые отечественные НПЗ.

Кстати, украинские НПЗ обещают много новостей в 2014 году, некоторые будут касаться и рынка соседних государств. Так, международный арбитраж в январе объявит решение по иску "Татнефти" к Украине, что предопределит дальнейшую судьбу крупнейшего отечественного НПЗ – Кременчугского.

"Роснефть" планирует запустить Лисичанский НПЗ весной грядущего года. Судя по заявлениям компании, значительный объем продукции пойдет в Россию по толлинговой схеме. Государственный Шебелинский ГПЗ с началом действия "Техрегламента на топлива" планирует возобновить продажу своего бензина в Украине (это топливо не соответствует действующим сейчас в стране стандартам и поставляется в Прибалтику). Остается также вопросом, с какой загрузкой, экономикой, по какому маршруту поставки нефти будет работать Одесский НПЗ.

На рынке все так же остро стоят вопросы контрабанды, фальсификата, отсутствия контроля качества нефтепродуктов; свет в конце туннеля пока не просматривается.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version