S&P 500 с сентября 2011 года вырос почти на две трети – за этот же период прибыли компаний увеличились всего на 18%. Вот почему многие опасаются, чтобы бычий рынок зашел слишком далеко. Однако мало кто верит в то, что падение уже не за горами. Напротив, ходят разговоры о том, что акции начнут укрепление, за которым последует формирование настоящего пузыря с последующим крахом. По словам Джереми Грантама, основателя GMO, бостонской группы компаний по управлению фондами, американский фондовый рынок, особенно не голубые фишки, продолжит двигаться вверх, возможно, еще на 20-30% в течение ближайшего года-двух, при этом остальной мир собственного капитала, включая развивающийся сегмент, укрепится еще больше. И вот тогда нас настигнет третий крупный крах на фондовом рынке с 1999 года.
Откуда такая уверенность в долголетии бычьего рынка? Во-первых, доходность по облигациям держится на исторических минимумах, а 10-летние казначейские векселя приносят смешную доходность в 3%. В условиях низкой доходности желание инвесторов поискать прибыли в другом месте вполне объяснимо, а коэффициенты прибыльности ацкий при этом растут, поскольку дешевые кредиты помогают компаниям зарабатывать деньги. Кроме того, нет никаких признаков ажиотажа среди инвесторов, типичного для ситуации, когда пузырь вот-вот лопнет. Американская ассоциация частных инвесторов еженедельно проводит опрос, результаты которого служат надежным индикатором в этом отношении. Когда все подряд твердят о своем бычьем настрое – самое время продавать. Но когда большинство инвесторов находится в лагере медведей (рекордный показатель для данного индикатора был достигнут на второй неделе марта 2009 года, когда все были полностью деморализованы – как раз в это время начался рост на рынке) – пора покупать. Сегодня 47% инвесторов считают себя быками, и 25% – медведями. Этим показателям еще очень далеко до экстремальных значений.
Но, как бы там ни было, акции явно переоценены. Коэффициент Роберта Шиллера (CAPE), скорректированное соотношение цены на акцию и прибыли, давно считается надежным показателем долгосрочной стоимости. Сейчас он находится на уровне, сопоставимом со значениями, предшествовавшими началу медвежьих рынков в прошлом. Однако он все еще ниже уровня истинных «пузырей», таких как доткомовская лихорадка. То же самое относится и к коэффициенту Тобина, который сравнивает цены на акции с общей стоимостью замещения активов корпорации. Также, рентабельность достигла рекордных высот, поэтому в ближайшее время она может начать снижение и возврат к историческим средним значениям. Комбинация завышенной оценки и прибылей, растущих на фоне высокой рентабельности, дает переоцененность.
Тогда почему же брокеры ждут роста цен в 2014 году?
У рынков есть свой собственный импульс. Когда коэффициенты прибыли росли так стремительно и так сильно в прошлом, согласно исследованию Адама Паркера из Morgan Stanley, восходящая динамика сохранялась еще по меньшей мере год. Конечно, масштабы роста с марта 2009 года впечатляют, но временные рамки вполне типичны. Бычий рынок может существовать и дольше. Кроме того, волатильность на нем довольно низкая и давно не было коррекции. Тогда как завершение бычьего рынка, как правило характеризуется частными коррекциями и ростом волатильности.
Еще одна причина предполагать, что этот бычий рынок, в конечном счете, перерастет в пузырь – это рекордные объемы наличности на счетах денежных фондов, даже несмотря на то, что они платят смехотворную доходность. Бычий рынок не закончится до тех пор, пока некоторые из этих фондов не найдут выход на фондовый рынок. И, наконец, монетарная политика играет свою далеко не последнюю роль. Программа количественного ослабления Федрезерва, в рамках которой американский Центральный банк покупал активы, обеспеченные ипотекой, и государственные облигации, чтобы стимулировать рост стоимости активов и снизить доходность, существенным образом повлияла на настроения рынка. Несмотря на то, что в декабре было объявлено о сокращении программы, ставка еще долго будет удерживаться на нулевых уровнях – по меньшей мере до 2015 года. S&P достиг новых максимумов после объявления о сворачивании QE. Грантам уверен, что Йеллен, меняющая Бернанке на посту председателя, сохранит «масштабное стимулирование», поэтому рост для рынка – это путь наименьшего сопротивления.
Нью Хендри из Eclectica Asset Management – известный медведь на фондовом рынке – придерживается такой же точки зрения. Он сильно потряс общественность, заявив в конце прошлого года о своих бычьих взглядах. Темпы роста экономики Китая снижаются, что, фактически, ведет к экспорту дефляции на запад. По его мнению, это спровоцирует «рефлексивный цикл, который приведет к развитию долгого бычьего рынка: любая дефляция, которая исходит от перенасыщенного запасами Китая, ослабляет монетарную политику и стимулирует рост цен». Как этого избежать? Паркер из Morgan Stanley считает, что значительная коррекция может быть спровоцирована опасениями перед снижением прибылей ниже ожиданий. Поэтому будьте бдительны, в конце января начинается сезон публикации годовых отчетов. Хотя, учитывая неплохой рост американской экономики в целом, вряд ли стоит бояться серьезных разочарований внутри страны.
Еще одним катализатором может стать решение ФРС поднять ставки или отказаться от стимула раньше, чем ожидается. Крис Уолтинг из Longview Economics отмечает, что оценка стоимости американских акций явно завышена, но не выше, чем при Анален Гринспене, когда он, будучи главой ФРС, пытался охладить рынок, ссылаясь на иррациональный рост в декабре 1996 года. После этого бычий рынок просуществовал еще три года, и превратился в коллосальный пузырь, который, в конечном счете, лопнул. «Цены продолжат расти. Мы будем говорить о начале конца, не раньше, чем подорожают деньги».