Сегодня в Украине сложилась ситуация, когда студенты и молодые специалисты по своей инициативе берут на себя ответственность, оказывая влияние на социальные, политические, экономические процессы. Влияние нового поколения ощутимо и в бизнес среде. Задача любого менеджера не только уделять особое внимание условиям работы сотрудников и участвовать в процессе формирования корпоративной культуры, но и стараться понять ценности людей, которые составляют основу их мотивации, а значит и поступков.
Кто они – новое поколение?
Историческая и социальная среда, безусловно, влияет на формирование личности. Условно социологи выделяют несколько поколений, для каждого из которых характерны свои особенности (рис. 1).
Рис 1. Классификация поколений
Возрастная характеристика живущих на Земле людей:
1. Рожденные до 1945 года. Эти люди – ветераны.
2. Рожденные между 1945 и 1965 годом. Эти люди рождены в период так называемого "Бейби-бума", когда после Второй мировой войны резко повысилась рождаемость.
3. Поколение Х. В числе этих людей – наибольшее количество топ-менеджеров и управляющих, они родились между 1966 и 1980 годом.
4. Миллениумисты, поколение Y – самое молодое и продвинутое поколение, рождены в 1981-2000 годах, не мыслят себя без технологий, открыты ко всему новому, быстро изменяются и адаптируются к активно развивающемуся миру.
Нужно также учитывать специфику страны. На постсоветском пространстве, к примеру, появление поколения Y связывают с переломным моментом – формированием новых социально-политических условий. Большинство источников определяют поколение Y как родившихся в 1984-2000 годах. Однако это разделение весьма условно и зависит от индивидуальных факторов. Многие социологи говорят и о присутствии пограничного «потерянного» поколения, которое не смогло адаптироваться к новым условиям со старым набором качеств. Тем не менее, сейчас мы наблюдаем то, как в бизнес приходят молодые специалисты с абсолютно новым подходом, который ощутимо отличается от стереотипов прошлого.
Что ими движет?
В первую очередь, представители поколения Y уверены в себе и их ожидания от места работы очень высоки. Они ценят сотрудничество и соотносят рабочую деятельность с собственными социальными и моральными убеждениями. Это очевидно отличается от позиции предыдущего поколения X, которые не перенасыщают свою рабочую жизнь ожиданиями. Для них работа – в первую очередь способ финансового обеспечения, необходимость, приносящая в жизнь ощущение стабильности.
Кроме того, поколение Y бесспорно выделяются своим отношением к переменам. Для них перемены – часть жизни. Они намного чаще и легче меняют работу. Часто специалисты связывают этот фактор с отсутствию лояльности к компании, однако это не так. Такой сотрудник, несомненно, будет лоялен, но компания при этом должна соответствовать их высоким ожиданиям. В частности, поколение Y выделяет престижность и узнаваемость бренда как один из основных факторов лояльности. Другими словами компания должна быть «достойна» того, чтобы сотрудник захотел в ней работать. Высоко ценится и возможности индивидуального развития в компании. Так, программы по развитию талантов могут стать приоритетом для нового типа сотрудников, также карьерные возможности и социальная ответственность компании стоят на первом плане.
«Людям Y» характерен новый взгляд – шире и более мобильный, чем у поколения Х. Выработанная с детства привычка получать большой объем информации из множества электронных источников – то, к чему поколению Х пришлось привыкать. Даже прекрасные исполнители поколения Y могут удивить руководителя нестандартным подходом к решению задач. К этому тоже стоит быть готовыми. Использование нескольких лидерских стилей – по-прежнему выигрышная стратегия, но излишняя концентрация на директивном стиле управления не выгодна уже сегодня (рис 2).
Таким образом, сейчас большинство компаний находится на этапе, когда стоит уделять особое внимание работе с поколением Y. Руководителям важно не пропустить момент действия, реального практического применения теории, и этот момент настал уже сегодня.
Рис. 2. Основные особенности поколений.
Справка:
Hay Group – глобальная консалтинговая компания в области управления. Основана в 1943 году.
В 86 офисах компании, расположенных в 48 странах мира, работает более 2600 специалистов.