Site icon Companion UA

Кипр теряет статус «налогового рая»

Именно эти доходы в большей степени интересуют украинских предпринимателей, привыкших долгие годы владеть активами в Украине посредством кипрских компаний.

«До конца 2013 года действует соглашение между правительством СССР и правительством Кипрской Республики об избежании двойного налогообложения доходов и имущества. В соответствии с этой конвенцией вообще не облагаются налогом доходы резидента одного договаривающегося государства, полученные в другом договаривающемся государстве, в виде: платежей по авторским правам и лицензиям, дивидендов и процентов. Также не подлежат налогообложению доходы от международных перевозок резидента одного договаривающегося государства, полученные в другом договаривающемся государстве», – рассказывает управляющий партнер Адвокатской компании «Золотая Середина» Мария Швец.

По ее словам, в июле 2013 года Верховная Рада Украины ратифицировала Конвенцию между правительством Украины и правительством Республики Кипр «Об избежании двойного налогообложения и противодействию уклонению от налогов на доходы», которая уже не предоставляет резидентам обоих государств такого льготного налогового режима. При этом, существенные изменения произошли в налогообложении так называемых пассивных доходов, получаемых резидентами одного договаривающегося государства из источника в другом государстве. Напомним, что по общему правилу такие доходы нерезидентов, полученные из украинских источников, в Украине подлежат налогообложению разновидностью налога на прибыль предприятий, который в народе еще часто называют налогом на репатриацию.

«Так, теперь дивиденды, выплачиваемые, например, украинской компанией своему кипрскому учредителю, будут облагаться налогом в Украине. При этом, если участник владеет не менее чем 20% в компании, выплачивающей дивиденды, или инвестировал в компанию более 100 тыс. евро, налог составит 5% от выплачиваемой суммы. Во всех остальных случаях налог составит 15%»,- рассказывает Мария Швец.

Кроме того, проценты, выплачиваемые украинским заемщиком кипрскому кредитору по договорам займа, кредита и иным видам долговых обязательств, теперь могут облагаться налогом и в Украине, но такой налог не может превышать 2% от суммы процентов.

Роялти, выплачиваемые украинским резидентом кипрскому лицензиару, также теперь подлежат налогообложению в Украине. Налог составит не более 5%, если роялти выплачиваются за права интеллектуальной собственности на научные произведения, любые патенты, торговые марки, тайные формулы, процессы или информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта. Во всех остальных случаях налог составит 10% от суммы выплаты.

Стоит отметить, что установленные Конвенцией ставки налогов на пассивные доходы хоть и ужесточают налогообложение таких доходов, они все равно существенно ниже ставок, установленных Налоговым кодексом. Поэтому, в любом случае, использование кипрских компаний для подобного рода операций не перестает быть выгодным для украинских предпринимателей.
Отдельно хочется обратить внимание на положения Конвенции относительно налогообложения доходов от международных перевозок. Теперь положениями Конвенции относительно избежания двойного налогообложения доходов от международных перевозок смогут пользоваться исключительно лица, получающие доходы от эксплуатации морских, речных и воздушных судов в международных перевозках. К лицам, эксплуатирующим другие виды транспорта, данные нормы не относятся. Поэтому в большинстве случаев взаимоотношений украинских заказчиков и кипрских перевозчиков, экспедиторов, арендодателей подвижных составов для перевозок по-прежнему будет удерживаться пресловутый налог на прибыль при выплате фрахта, вокруг которого было много дискуссий после принятия Налогового Кодекса.

«Не думаю, что вступление в силу Конвенции повлечет за собой повальный отказ украинских предпринимателей от кипрских компаний для владения украинскими активами, включая корпоративные права. Во-первых, отсутствие налогообложения дивидендов по ранее действовавшему соглашению было лишь одной из, и далеко не главной, причиной популярности кипрских компаний. Ведь вывод прибыли через дивиденды никогда не был самым распространенным  способом, используемым украинским бизнесом. Основная причина любви к кипрским компаниям – возможность использования номинального сервиса, понятная и привычная система работы, относительно невысокая стоимость содержания компаний, низкие ставки налогов на Кипре. Эти факторы никак не изменились в связи с Конвенцией. Кроме того, как уже говорилось выше, ставка налога на дивиденды, согласно Конвенции, все равно не столь высока, чтобы заставить украинских предпринимателей массово искать новые юрисдикции», – считает Мария Швец.

Управляющий партнер адвокатской компании «Золотая середина» считает, что на желание украинского бизнеса и далее использовать кипрские компании может скорее повлиять нестабильная ситуация в банковской системе Кипрской Республики, возможные ограничения сумм платежей и т.д., чем вступление в силу новой Конвенции.

Exit mobile version