Site icon Companion UA

Сочетая необычное

Экспериментировать с изделиями из стекла Рони Плесл начинал еще подростком. Он родился в Железном Броде, старинном городке стеклодувов и ювелиров, расположенном на севере Чехии. С 15 до 19 лет изучал стекло, дизайн и искусство в Школе стеклоделия и торговли, которая ведет свою историю с 1920 г. Затем учился в Пражском университете на отделении стекла и работал скульптором. Со временем Рони переключился на дизайнерские проекты, занимался интерьерами и изделиями из стекла. В 2002 г. зарегистрировал товарный знак Rony Plesl, а тремя годами позже создал собственную дизайн-студию в Праге.

Сегодня его стеклянные скульптуры украшают Disney World Hotel в США, их можно найти в некоторых городах Германии, а более миниатюрные работы – в частных коллекциях и ресторанах Европы. Список стран и брендов, для которых Рони Плесл когда-либо выполнял дизайнерские заказы, выглядит внушительно. За последние 15 лет он придумал и помог реализовать коллекции изделий из стекла для производителей практически всех видов напитков во Франции, Италии и Тайване. Только в одной Чехии компания SAHM в партнерстве с ним выпустила около 30 коллекций для 25 марок (в том числе для Starobrno, Pilsner Urquell, Staropramen и Budvar).

Кто сыграл основную роль в вашем становлении в качестве промышленного дизайнера?

Я отметил бы сотрудничество с двумя компаниями – итальянской Barovier & Toso (четыре года) и немецкой SAHM.

Семейная Barovier & Toso существует почти восемь столетий. Сегодня она выпускает и продает лишь 20-30 изделий в год, но их приобретают представители аристократии и частные коллекционеры. Образ мышления этих людей в корне отличается от тех, кому нравится MTV или McDonald’s. Клиенты Barovier & Toso олицетворяют собой основы и традиции, на которых стоит нынешняя Европа. К примеру, господин Баровье живет на старейшей площади Венеции. Он никогда не будет носить футболку и не выйдет из дома без галстука. Казалось бы, его практически невозможно удивить чем-то новым, но мне отчасти это удалось.

Вообще конкуренция в итальянском дизайне настолько велика, что бывали времена, когда мне хотелось расплакаться. За четыре года я практически не слышал в свой адрес похвалы. В Италии вы теряете часть своего эго, утверждающего, что что-то знаете. Там вы понимаете: дизайн существует повсюду в отличие от многих других стран.

Кто был инициатором сотрудничества?

Баровье отобрал меня среди других художников, участвовавших в конкурсе. В случае с SAHM также был конкурс. Это очень старая компания с хорошим именем (SAHM – один из самых известных мировых производителей в области декорирования стекла, создан в Германии в 1900 г. – Прим. ред.). Около десяти лет назад в компании решили, что рынок в Чехии представляет интерес, поэтому был объявлен конкурс на должность дизайнера для специальных изделий. Могу ошибаться, но, по-моему, в конкурсе принимали участие 15 человек. Я его выиграл и поначалу работал в чешском подразделении компании, а через семь лет стал сотрудничать еще и с немецким.

Раз мы заговорили о SAHM, назовите проекты этой компании, которыми вы более всего гордитесь.

Среди последних проектов – очень сложный конкурс для Budviser Budar. Полтора года назад компании в Чехии потребовалась новая современная коллекция бокалов для пива. В этом конкурсе участвовали три дизайнера. Я очень горд проектом, поскольку он дался мне непросто. В разгар конкурса представитель компании сказал мне: «Рони, твой дизайн хорош, но не настолько необычен, как требуется. Тебе придется все переделать, если ты хочешь победить». Я чувствовал очень большое давление, поскольку речь шла об очень выгодном контракте для SAHM, и за одну неделю полностью переработал свои идеи. Было крайне сложно, но я осознавал всю важность данного проекта.

Дизайн изделий из стекла для SAHM может занимать у меня различное время. Порой для придумывания лишь одного элемента могут потребоваться часы, а иногда нужно придумать свежие и сильные идеи в течение одного дня.

Как вам удается находить вдохновение во время работы?

Я могу черпать вдохновение в чем угодно: в изобразительном искусстве, наблюдая за машинами или изучая гастрономические изделия. Порой новые идеи возникают после чтения или просмотра фильмов. А наибольшее удовольствие я получаю, когда приходится работать в условиях предельных ограничений.

Помимо сотрудничества с крупными брендами в качестве независимого дизайнера, вы руководите студией дизайна стекла в Пражском университете, который в свое время окончили. Чему вы обучаете студентов?

Обычно я прошу их: «Пожалуйста, не воспринимайте свои работы лишь как изделия из стекла. Старайтесь находить вдохновение в смежных областях мира дизайна». На мой взгляд, не стоит сосредотачиваться только на продуктовом или промышленном дизайне. Для того чтобы отличаться в работе, быть лучше других, необходима необычная личность, открытость идеям и постоянная проверка своих зачастую сумасшедших идей на практике. Только после этого вы научитесь находить свою личную концепцию в дизайне.

Промышленный дизайн для нашей компании не является каким-то особым видом деятельности. Да, от нас по-прежнему ждут прекрасных пропорций, однако, кроме этого, важно обладать навыками хорошего переговорщика и ориентироваться в работе всех служб на заказчика, потому что дизайн должен помогать продажам самого продукта.

Я ничего не значу без своих коллег, и они соответственно ничего не значат без меня. К примеру, работая вместе с ними над проектом для Budviser Budvar, я знал: нам следовало представить эскизы к определенной дате, а также то, что мой вклад в общую работу был важен для рекламы. Понимал, что наши изделия из стекла должны нравиться официантам в ресторанах и, конечно же, посетителям.

Промышленный дизайн должен быть очень практичным, приносить осязаемую пользу и при этом провоцировать незабываемые эмоции. Сегодня, когда мир глобализируется и каждый день появляется масса новой информации и идей, отличаться, быть самобытным крайне сложно, однако это очень важно.

И все же вам удалось найти собственный рецепт самобытности…

Суть моего метода состоит в сочетании необычного. Скажем так: если ввести в поисковик слово «бабочка», вы получите миллион картинок с ее изображением. Если ввести «бабочка» + «бритва», то таких картинок будет всего три-четыре, а если «бабочка» + «бритва»+ «молоток», поисковик не выдаст ничего. В этом и суть дизайна – в комбинировании необычного.

Моя работа порой напоминает шоу. Мне вспоминается история, связанная с разработкой пивных бокалов для Heineken. Это очень сложный, специфический, необычный образ. Возможно, он не лучший в своем классе, но дизайн и реклама обеспечили ему признание и популярность. Во время Недели дизайна в Праге Heineken устроил яркое шоу с трехмерными макетами новых бутылок и прочей атрибутикой. Каждому молодому человеку, пришедшему в тот вечер, вручили новую бутылку, и, пробуя пиво, все они получили незабываемые впечатления.

В этом и состоит работа дизайнера – суметь передать нечто специальное, необычное, то, что поможет заказчику создать исключительный пользовательский опыт и обойти конкурентов.

В какой мере отношение к промышленному дизайну в Украине отличается от ситуации в Чехии?

Насколько я мог заметить, украинские компании давно экспериментируют с упаковкой. Надеюсь, то же произойдет и со стеклянной посудой. Пока я не видел каких-либо оригинальных решений в плане формы. Отличия если и есть, то они сводятся в основном к нанесению различных логотипов. Но я надеюсь, что в Украине компании пойдут по тому же пути, на который после «бархатной революции» вступили производители из Чехии. Начиная с 1990-х наши компании очень интересуются современным дизайном и экспериментируют с разными стилями. Поиск новых дизайнерских идей увлек многих, так как стало очевидно, что дизайн позволяет производителям выделять свой продукт на фоне других, в итоге улучшая позиции компании на рынке.

«Потребитель вспоминает именно эмоцию»

Александр Молотковец, начальник отдела продаж SAHM Ukraine:

– Внешний вид очень важен для товара в любой категории. Часто правильное дизайнерское решение может продавать продукт практически без дополнительных рекламных усилий. Возьмите, к примеру, стакан Hoegaarden. Он большой и тяжелый, явно выпадает из ряда стеклянной посуды для пшеничного пива. Его форма отвергает все стереотипы. Это провокация, но вы узнаете этот стакан издалека, и он будет ассоциироваться в вашем сознании с пивом Hoegaarden.

Можно забыть вкус и не вспомнить название продукта, но положительная эмоция, связанная с его потреблением, останется в памяти надолго. И в момент принятия решения о покупке того или иного товара потребитель вспоминает именно эмоцию. Оригинальный запоминающийся дизайн поможет продать продукт. Оформление, как и дифференциация, является решающим фактором успеха марки. Из практики: человек приходит в заведение и может заказать пиво только из-за понравившейся ему формы стакана.

Exit mobile version