Американские шопоголики, которые, по мнению общественности, двигают мировые рынки вверх своей маниакальной страстью к покупкам, оказались крайними во времена депрессии. Теперь общественное мнение обвиняет их в том, что своей несоразмерной доходам покупательской активностью они подорвали не только собственный бюджет, но и спровоцировали третью волну кризиса – кредитных карточек.По данным веб-сайта Credit.com, на начало нынешнего года неоплаченные долги американцев за покупки по пластиковым кредитным карточкам составляли $961 млрд. За это время армия безработных пополнилась 2 млн. человек, чьи невыплаченные долги увеличили бремя зависших кредитных платежей. Депрессия и массовые увольнения последних месяцев усугубили кризис кредитных карточек. Финансовый цунами, накрывший США, начался на ипотечном рынке, перекинулся на фондовой, а сейчас вновь размывает устоявшие банки и компании.”Шоппинговая зависимость может быть особенно разрушительной сейчас, когда рынок труда и экономика в целом столь неустойчивы”, – заметил Wall Street Journal, полагающий, что в это трудное для страны время стыдно бездарно растрачивать средства по дорогим бутикам, а лучше хорошенько тряхануть имеющийся гардероб, в котором каждый житель Нью-Йорка найдет вещи с еще не оторванными этикетками.Издание утверждает, что многие нью-йоркцы уже взялись за ум – те, кто не раздумывая хватали сумочки по $1,2 тыс, сейчас лимитируют свой выбор ценой в $300. Те, для кого не была роскошью сумка за $300 , идут в сетевые супермаркеты, чтобы сделать покупку за $30 Статистика подтверждает эту версию – объем продаж товаров класса люкс в “гламурном” Sachs упал в октябре на 16%, в самой дешевой розничной сети Costso, – лишь на 1%.”Для людей, страдающих шопоголизмом, экономический фактор стал лишь дополнительным стрессом, но не убавил страсти к покупкам. Подобно алкоголикам, которые готовы потерять работу и семью, лишь бы выпить, они действуют по той же схеме”, – утверждает Тэрри Шулман, известный психотерапевт, занимающийся этой проблемой, и ведущий свои программы на нескольких телеканалах.Он уверяет, что во времена депрессии, когда средний американец понимает, что ему не по карману ни новый дом, ни достойные пенсионные накопления, он находит утешение в доступных магазинах одежды и электроники.По данным исследования American Journal of Psychiatry, 5,8% американцев страдают синдромом маниакального потребительства, то есть являются шопоголиками.Ким Рид, финансовый экономист, утверждает, что шопоголики сейчас подрывают экономическую стабильность страны, так как могут спустить в магазине Prada сумму, равную своим накоплениям за 10 лет, не производя при этом отчислений в пенсионные, накопительные и страховые фонды, и закладывая тем самым четвертую волну кризиса, с которой столкнется Америка несколько позже.Многие негосударственные организации начали требовать остановить агрессивную рекламу производителей модных брэндов в Интернете, как, например, на сайте “Анонимный шопоголик”, который, к примеру, уверяет, что девушка, купившая себе жакет от кутюр за $3 тыс. долларов, обретает новые шансы на чудесную карьеру или удачное знакомство.На эту удочку обычно клюют американцы, имеющие годовой доход менее $50 тыс и мечтающие прорваться из нижнего слоя среднего класса в прослойку миллионеров.Героем дня на фоне борьбы с манией потребительства, не подкрепленного доходами, стал транжира Марк Олберт, история которого оказалась в фокусе американских СМИ. После того, как он и его жена Джеки получили на своей кредитной карточке долг в $80 тыс. при совместном годовом доходе в $100 тыс, семья пошла в банк и попросила заблокировать их траты на промтовары и развлечения.”Мы не страдаем маниакальной зависимостью покупательства, мы просто не были достаточно умными”, – пояснил Олберт свое решение. Деньги Олберты спустили на шоппинг, рестораны, зрелища и казино.