По заказу Amway на протяжении четырех лет проводится глобальный обзор предпринимательства. Первые три года исследование охватывало 16 стран Европы, в 2014 г. географию расширили до 24 в разных частях света (Украина все годы входила в выборку).
В фокусе исследования 2013 г. были предпринимательский потенциал и проблемы, мешающие ему развиваться. Респондентам предлагалось ответить на вопросы, позволившие определить их отношение к предпринимательству в целом; мотивы для создания собственного бизнеса; препятствия на его пути, а также условия, необходимые для предпринимательской деятельности, и степень лояльности государства и общества к предпринимательству.
Всего в прошлогоднем исследовании приняли участие 26 тыс. мужчин и женщин в возрасте 14-99 лет. Опрос проводился компанией GfK в период с марта по май. Часть главных его результатов мы привели в виде диаграмм, а некоторые прокомментируем.
>>> В среднем более чем две трети (70%) опрошенных из 24 стран позитивно относятся к самозанятости. Это небольшое увеличение по сравнению с результатами прошлого года (69%). Таким образом, репутация предпринимательства остается на стабильно высоком уровне (2011 г. – 72%, 2010-й – 69%).
Датчане не только продолжают демонстрировать самое позитивное отношение к предпринимательству, но и уровень его растет (на 4 п. п. в годовом исчислении). А россияне за год больше других ухудшили свое отношение (на 8 п. п.), не далеко от них ушли и испанцы (минус 7 п. п.).
>>> Почему некоторые страны демонстрируют высокий потенциал предпринимательства («я думаю о начале собственного дела»), но при этом имеют низкий уровень самозанятости («у меня есть свой бизнес»)? Одной из причин могут быть структурные препятствия: люди не только боятся краха собственного дела, но и рассматривают доступность финансирования и кредитов для стартапов, наличие образовательных инициатив в сфере предпринимательства и поддержку бизнес-объединений в качестве необходимых условий для открытия своего дела. В таких странах, по мнению опрошенных, профильные государственные институты не стремятся создавать подобные благоприятные условия.
>>> Различный уровень положительного отношения к самозанятости демонстрируют люди с высшим образованием (82%) и без него (67%). Исходя из этого можно сделать вывод: те, у кого есть высшее образование, видят в самозанятости хорошую альтернативу работе по найму и возможность продажи собственных навыков и знаний. В Украине популярность самозанятости среди таких людей увеличилась за минувший год на 10 п. п.
>>> Наиболее привлекательным мотивом для открытия своего дела остается «независимость от работодателя и возможность быть самому себе начальником», однако его важность медленно, но стабильно снижается: 2013 г. – 43%, 2012-й – 45%, 2011-й – 46%). Жители Австралии (62%), Дании (64%) и США (65%) больше всего ценят независимость. При этом в Дании число опрошенных, указавших эту причину, возросло на 17 п. п. по сравнению с прошлым годом. Тяга к независимости в большинстве случаев особенно выражена в индивидуалистически ориентированных странах.
Возможности самореализации и воплощения собственных идей неизменно занимают второе по важности место (2011-2013 гг. – по 38%), тогда как перспектива получения дополнительного дохода опять сдала позиции после небольшого подъема в минувшем году (2012 г. – 33%, 2013-й – 29%). Как и ранее, жители стран с низким уровнем неприятия неопределенности считают возможность самореализации главным стимулом открытия своего бизнеса.
>>> Важность причин, способных побудить людей начать собственное дело, варьирует от страны к стране. Для жителей Австралии, Италии, Швейцарии, Великобритании и США баланс семьи, свободного времени и карьеры важнее дополнительного дохода. В Испании, Греции, Нидерландах и Португалии особенно сильно чувствуется влияние экономического кризиса. Население этих стран рассматривает независимое предпринимательство прежде всего как способ вернуться на рынок труда или как альтернативу безработице. Перспектива дополнительного заработка при этом отходит на второй план.
Молодые люди (45%) и каждый второй человек с высшим образованием (50%) больше всего нуждаются в самореализации и воплощении собственных идей. Последние даже считают это главным мотивом для начала своего дела.
Баланс семьи, свободного времени и карьеры наиболее важен для американцев (53%), колумбийцев (46%) и австралийцев (45%). В то же время для жителей Украины и Чехии этот фактор имеет наименьший приоритет – всего 12%. Как правило, такая ситуация свойственна странам, где люди меньше всего боятся потерпеть неудачу в бизнесе.
Больше всего боятся прогореть японцы (94%), итальянцы и чехи (по 91%). А большинство опрошенных из США (62%), Нидерландов (55%) и Мексики (50%) спокойно относятся к неудачам.
На страх прогореть влияют несколько факторов. В частности, слишком высокие финансовые обязательства и возможность банкротства (41%), а также угроза экономического кризиса (31%). Среди других важных факторов, усугубляющих боязнь неудачи, – угроза безработицы (15%), страх брать на себя ответственность и юридические последствия вроде судебных разбирательств (по 13%).
Достаточно неожиданным для исследователей стало то, что потеря репутации в глазах друзей, сотрудников и деловых партнеров, страх не получить второго шанса (по 6%), а также возможность разочаровать или потерять семью (9%) оказались среди факторов, меньше всего влияющих на страх неудачи. Единственной страной, где личные факторы (разочарование, потеря самоуважения; возможность разочаровать или потерять семью; потеря репутации в глазах друзей, сотрудников или деловых партнеров) вызывают серьезную обеспокоенность, оказалась Турция.
«Заинтересованность в предпринимательстве повысится» Томаш Мурас, генеральный директор Эмвей Украина. Каковы главные выводы для украинского рынка можно сделать на основе результатов этого исследования? Самое главное то, что интерес украинцев к идее собственного бизнеса постоянно растет. За три года он вырос на 16 п. п. Я думаю, что украинцы, особенно в западном и южном регионах, все отчетливее понимают: разумнее рассчитывать на самих себя, чем ждать помощи извне. Вполне предсказуемо, что главный мотив начать свое дело, как и в прошлые годы, – это дополнительный доход (40% по сравнению со среднемировым показателем 29%). К сожалению, только 39% наших соотечественников декларируют, что готовы приступить к организации собственного дела. Основное препятствие – страх неудачи, который испытывают 77% опрошенных, что на 7 п. п. выше среднего мирового уровня. Если более детально анализировать эту психологическую помеху на пути к созданию своего бизнеса, то оказывается, что украинцев прежде всего останавливают необходимость брать на себя финансовые обязательства и риск обанкротиться (45%). Какой вам видится динамика развития предпринимательского настроения в ближайшие годы в нашей стране? Думаю, что в ближайшем будущем заинтересованность в предпринимательстве повысится. Хотя, как много людей действительно будут заниматься самостоятельным бизнесом – вопрос открытый. Чтобы в Украине развивался средний класс, необходимо обеспечить людей доступными кредитами, консультационной поддержкой и обучением, а также облегчить прохождение бюрократических процедур. Мы это делаем на протяжении десяти лет в рамках бизнес-возможности, которую предлагает Amway в Украине. При этом очевидно, что для решения задачи требуются совместные усилия государства, бизнеса и неправительственных организаций. Со своей стороны мы стараемся создать точку консолидации всех участников процесса. В частности, уже второй год подряд Эмвей Украина совместно с Украинским союзом промышленников и предпринимателей проводит конкурс «Предпринимательский талант Украины», чтобы повышать уровень предпринимательской культуры и мотивировать людей на организацию своего бизнеса. |