В фокусе исследования 2013 г. были предпринимательский потенциал и проблемы, мешающие ему развиваться. Респондентам предлагалось ответить на вопросы, позволившие определить их отношение к предпринимательству в целом; мотивы для создания собственного бизнеса; препятствия на его пути, а также условия, необходимые для предпринимательской деятельности, и степень лояльности государства и общества к предпринимательству.
>>> В среднем более чем две трети (70%) опрошенных из 24 стран позитивно относятся к самозанятости. Это небольшое увеличение по сравнению с результатами прошлого года (69%). Таким образом, репутация предпринимательства остается на стабильно высоком уровне (2011 г. – 72%, 2010-й – 69%).
Датчане не только продолжают демонстрировать самое позитивное отношение к предпринимательству, но и уровень его растет (на 4 п. п. в годовом исчислении). А россияне за год больше других ухудшили свое отношение (на 8 п. п.), не далеко от них ушли и испанцы (минус 7 п. п.).
>>> Различный уровень положительного отношения к самозанятости демонстрируют люди с высшим образованием (82%) и без него (67%). Исходя из этого можно сделать вывод: те, у кого есть высшее образование, видят в самозанятости хорошую альтернативу работе по найму и возможность продажи собственных навыков и знаний. В Украине популярность самозанятости среди таких людей увеличилась за минувший год на 10 п. п.
>>> Наиболее привлекательным мотивом для открытия своего дела остается «независимость от работодателя и возможность быть самому себе начальником», однако его важность медленно, но стабильно снижается: 2013 г. – 43%, 2012-й – 45%, 2011-й – 46%). Жители Австралии (62%), Дании (64%) и США (65%) больше всего ценят независимость. При этом в Дании число опрошенных, указавших эту причину, возросло на 17 п. п. по сравнению с прошлым годом. Тяга к независимости в большинстве случаев особенно выражена в индивидуалистически ориентированных странах.
Возможности самореализации и воплощения собственных идей неизменно занимают второе по важности место (2011-2013 гг. – по 38%), тогда как перспектива получения дополнительного дохода опять сдала позиции после небольшого подъема в минувшем году (2012 г. – 33%, 2013-й – 29%). Как и ранее, жители стран с низким уровнем неприятия неопределенности считают возможность самореализации главным стимулом открытия своего бизнеса.
Молодые люди (45%) и каждый второй человек с высшим образованием (50%) больше всего нуждаются в самореализации и воплощении собственных идей. Последние даже считают это главным мотивом для начала своего дела.
Баланс семьи, свободного времени и карьеры наиболее важен для американцев (53%), колумбийцев (46%) и австралийцев (45%). В то же время для жителей Украины и Чехии этот фактор имеет наименьший приоритет – всего 12%. Как правило, такая ситуация свойственна странам, где люди меньше всего боятся потерпеть неудачу в бизнесе.
Больше всего боятся прогореть японцы (94%), итальянцы и чехи (по 91%). А большинство опрошенных из США (62%), Нидерландов (55%) и Мексики (50%) спокойно относятся к неудачам.
На страх прогореть влияют несколько факторов. В частности, слишком высокие финансовые обязательства и возможность банкротства (41%), а также угроза экономического кризиса (31%). Среди других важных факторов, усугубляющих боязнь неудачи, – угроза безработицы (15%), страх брать на себя ответственность и юридические последствия вроде судебных разбирательств (по 13%).
Достаточно неожиданным для исследователей стало то, что потеря репутации в глазах друзей, сотрудников и деловых партнеров, страх не получить второго шанса (по 6%), а также возможность разочаровать или потерять семью (9%) оказались среди факторов, меньше всего влияющих на страх неудачи. Единственной страной, где личные факторы (разочарование, потеря самоуважения; возможность разочаровать или потерять семью; потеря репутации в глазах друзей, сотрудников или деловых партнеров) вызывают серьезную обеспокоенность, оказалась Турция.
«Заинтересованность в предпринимательстве повысится» Томаш Мурас, генеральный директор Эмвей Украина. Каковы главные выводы для украинского рынка можно сделать на основе результатов этого исследования? Самое главное то, что интерес украинцев к идее собственного бизнеса постоянно растет. За три года он вырос на 16 п. п. Я думаю, что украинцы, особенно в западном и южном регионах, все отчетливее понимают: разумнее рассчитывать на самих себя, чем ждать помощи извне. Вполне предсказуемо, что главный мотив начать свое дело, как и в прошлые годы, – это дополнительный доход (40% по сравнению со среднемировым показателем 29%). К сожалению, только 39% наших соотечественников декларируют, что готовы приступить к организации собственного дела. Основное препятствие – страх неудачи, который испытывают 77% опрошенных, что на 7 п. п. выше среднего мирового уровня. Если более детально анализировать эту психологическую помеху на пути к созданию своего бизнеса, то оказывается, что украинцев прежде всего останавливают необходимость брать на себя финансовые обязательства и риск обанкротиться (45%). Какой вам видится динамика развития предпринимательского настроения в ближайшие годы в нашей стране? Думаю, что в ближайшем будущем заинтересованность в предпринимательстве повысится. Хотя, как много людей действительно будут заниматься самостоятельным бизнесом – вопрос открытый. Чтобы в Украине развивался средний класс, необходимо обеспечить людей доступными кредитами, консультационной поддержкой и обучением, а также облегчить прохождение бюрократических процедур. Мы это делаем на протяжении десяти лет в рамках бизнес-возможности, которую предлагает Amway в Украине. При этом очевидно, что для решения задачи требуются совместные усилия государства, бизнеса и неправительственных организаций. Со своей стороны мы стараемся создать точку консолидации всех участников процесса. В частности, уже второй год подряд Эмвей Украина совместно с Украинским союзом промышленников и предпринимателей проводит конкурс «Предпринимательский талант Украины», чтобы повышать уровень предпринимательской культуры и мотивировать людей на организацию своего бизнеса. |