(повтор)
Киев. 24 января. ИНТЕРФАКС-УКРАИНА – Привлечение мировых автоконцернов к производству легковых автомобилей в Украине с использованием мотивации снижения производственных затрат и доступа к рынку является оптимальным вариантом реализации Государственной программы развития автопрома до 2020 года, предполагающей доведение доли произведенных в стране авто на внутреннем авторынке до 70%.
Согласно Концепции государственной целевой экономической программы развития легкового автомобилестроения до 2020 года, утвержденной распоряжением правительства №25 от 15 января 2014 года и обнародованной на его сайте в четверг, для реализации программы предлагаются еще два варианта.
В частности, первый предполагает сохранение нынешней ситуации в автомобилестроении, т. е. выпуск иномарок преимущественно методом крупноузловой сборки из импортируемых деталей.
Второй – разработка собственной модели легкового автомобиля за счет внутренних производственных ресурсов, что, между тем, потребует прямого финансирования из госбюджета (с учетом недостаточного развития научно-технической и материальной базы) в размере около 35 млрд грн.
Согласно документу, оптимальный третий вариант предусматривает объединение усилий органов исполнительной власти, местного самоуправления для привлечения мировых автопроизводителей, что позволит создать новые и загрузить имеющиеся рабочие места на предприятиях автопрома и в смежных отраслях.
В числе путей реализации программы – создание предпосылок для переоснащения предприятий быстропереналаживаемым оборудованием, обеспечение развития конкуренции в сфере производства, продажи и обслуживания автотехники, снижение себестоимости авто и комплектующих, повышение производительности труда, создание с привлечением инвесторов новых предприятий по выпуску автотехники и комплектующих.
При этом в рамках выполнения программы планируется проведение эффективной тарифно-таможенной политики, содействие привлечению передовых технологий, стимулирование автопроизводителей к реинвестированию прибыли в развитие, имплементация международных стандартов и европейских норм в национальную систему стандартизации, содействие лизингу и усовершенствование нормативно-правовых актов по утилизации автомобилей.
Согласно концепции, финансирование программы планируется за счет госбюджета, инвестиций и собственных средств предприятий, других источников.
При этом бюджетные средства планируется направлять на проведение НИОКР и приведение законодательства в сфере технического регулирования деятельности автопредприятий в соответствие с международными требованиями.
Необходимый объем финансирования будет утверждаться ежегодно в ходе подготовки проекта госбюджета.
Как отмечается в документе, на сегодня взнос отечественного автомобилестроения в национальную экономику остается несущественным, тогда как в 2003-2008 гг. объем автопроизводства вырос в четыре раза – до 401,6 тыс. автомобилей, однако в 2009 году (на фоне кризиса – ИФ) снизился в шесть раз – до 65,7 тыс. ед. В частности, в 2012-м доля отрасли в промпроизводстве составила менее 0,8%, в создании национального ВВП – менее 0,4%.
В производстве автомобилей работает только 19,3 тыс. чел., а с учетом смежных отраслей – до 29,8 чел., или 0,1% работающих в стране. Доля импортных легковых автомобилей выросла с 44% в 2006 году до 80% в 2012-м.
Как сообщалось, Госпрограмма развития легкового автопрома Украины предполагает к 2020 году увеличить выпуск автомобилей с уровнем локализации до 55% до 734,4 тыс. ед. (в 2013-м произведено 45,76 тыс. легковых автомобилей – ИФ), в том числе 220,3 тыс. ед. – на экспорт
Кроме того, ожидается увеличение доли легковых авто на внутреннем рынке с 20% в 2012 году до 57% в первые пять лет реализации программы, увеличение налоговых поступлений в бюджеты в размере 47,7 млрд грн.
Планируется создать около 176 тыс. рабочих мест (в том числе 46,8 тыс. в производстве автомобилей, 129 тыс. в производстве комплектующих), развитие промышленных парков по выпуску автомобилей и комплектующих.
Согласно оценке автоимпортеров, заложенные в концепции планы по наращиванию автопроизводства завышены в несколько раз при существующих темпах роста украинской экономики, ВВП и потенциалу покупательской способности.
В то же время в ассоциации автопроизводителей "Укравтопром" считают положительным фактом утверждение концепции, которая впервые была представлена на обсуждение еще в 2011 году. Как предполагалось, что реализация программы начнется не позднее 2012 года.
"К сожалению, программа образца 2011 года уже немного опоздала и необходимо разрабатывать новую. Сделать это можно на основе концепции, которая задает стратегические направления", – отметил президент ассоциации "Укравтопром" Михаил Резник в интервью Auto-Consulting.
Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».