Глобальный финансово-экономический кризис и последовавшая за ним во многих странах рецессия привели к резкому падению спроса на обучение, что представляло серьезную опасность для бизнес-школ. Даже лучшие из них были вынуждены сокращать штаты, уменьшать расходы, но это не привело к серьезным структурным изменениям для школ первого эшелона (А-класса). В школах же классов В и С ситуация гораздо тяжелее. Поскольку студентов здесь и так было относительно немного, то сокращение этих учреждений привело к тому, что им пришлось закрыть часть программ, вступить в партнерство с коммерческими организациями и расширить сферы деятельности. Однако закрытия школ целиком удалось избежать практически всем.
Одних знаний уже недостаточно
Между тем не менее серьезную опасность, чем глобальный кризис, для бизнес-школ представляют открытые онлайн-курсы (massive open online courses, MOOC), бесплатно предлагающие курсы, входящие в традиционные программы (включая МВА). Важной предпосылкой роста популярности МООС является то, что в отличие, например, от диплома юриста и медика, наличие которых необходимо для работы по специальности, диплом бизнес-школы (даже МВА) формально ничего не дает его обладателю – в бизнесе важны знания, а МООС предоставляют возможность получить знания на весьма высоком уровне, так как ведущие мировые университеты уже либо активно сотрудничают к крупнейшими МООС-платформами, либо создают собственные курсы.
Школы, особенно первого эшелона, ценны также своими брендами, сообществами выпускников и возможностями по трудоустройству, которые они предоставляют.
Резюмируя, можно сказать, что современная хорошая бизнес-школа дает не только знания, сами по себе в век интернета не очень-то и важны. Главное – умение применять их на практике в сложных динамических ситуациях. Для этого знаний недостаточно, необходимо владеть фундаментальными принципами и уметь пользоваться ассоциативными связями, позволяющими быстро принять решение в неопределенной ситуации. Поэтому бизнес-школы трансформируют людей из источников знаний в источники эффективного принятия решений.
Трансформация происходит потому, что людей учат отделять нужную информацию от ненужной, задавать вопросы, а потом правильно обрабатывать ответы, обучают выработке чутья, чтобы человек, посмотрев данные, понял: что-то тут не так. Учат управлять людьми, но за счет не понукания, а создания правильных стимулов, умения торговаться и вести переговоры. Обучают умению распознавать разные сценарии, когда принимаются решения в зависимости от ситуации.
Кстати, сейчас есть примеры небольших бизнес-школ, дающих обучающимся два статуса: слушателя и партнера. Первые получают обычный набор услуг, а вторые, поделенные на команды во главе с экспертами, разрабатывают конкретные бизнес-планы и после успешного их создания выдвигают продукт на рынок. В случае успешной продажи разработанного проекта каждый партнер получает свою долю. Другой пример бизнес-практичности демонстрирует швейцарская школа IMD.
С организационной точки зрения она представляет собой некоммерческий фонд. Школа не получает государственных грантов, нет у нее и большого эндаумент-фонда, поэтому деньги зарабатывают сами, но это сознательный выбор – тем самым IMD имеет возможность показать клиентам, что она действительно может учить бизнесу, поскольку сама является успешной бизнес-структурой.
В идеале в отношении результата хорошая бизнес-школа – это изменение мировоззрения и мировосприятия методов, с помощью которых руководитель будет принимать решения и воплощать их в жизнь. И вот тут возникает вопрос: хорошо ли это для руководителя, который работает в нынешних украинских условиях? Рискнем предположить, что если он собирается руководить коммерческой структурой, что-то производящей или предоставляющей услуги, то эти знания все же будут неплохим дополнением к местному «полевому» опыту, который, конечно же, на первом месте.
Образование как способ систематизировать знания Эдуард Мальцев, руководитель Executive MBA kmbs: – Я вижу три основных тренда в бизнес-образовании. Во-первых, заметно изменяются ожидания. Сегодня очень многие руководители, приходящие на МВА-программу, уже поучились на курсах, тренингах, семинарах. И это делает их гораздо более искушенными и требовательными. Причем не только к содержанию, но и к форме обучения. Они хотят больше интерактива, работы в группах, игровых форматов, практических заданий. И смотрят на образование скорее как на способ систематизировать знания, которые у них уже есть, а не на их получение. Еще один фактор, влияющий на бизнес-образование, – дальнейшее ухудшение экономической ситуации. Деловой климат лучше не становится, пустых рыночных ниш все меньше… Принцип кто первым встал, того и тапки перестает работать. И тут ключевым для конкурентоспособности компаний становится то, как мыслят руководители бизнеса – насколько натренировано и независимо их управленческое мышление. И дело даже не в общей компетентности. Да, раньше вопрос стоял скорее так: где найти лучшие практики и яркие примеры, которые будут полезны, какие современные теории есть? Сегодня этого недостаточно – дело не в том, чтобы узнать еще об одной красивой концепции. Гораздо важнее понять, как изменяются контекстные условия и какое из решений будет работать здесь и сейчас. А еще – способность самостоятельно создавать абсолютно новые решения. Поэтому, например, мы в программах МВА делаем больший акцент именно на умении понимать и критически оценивать ситуацию, конструировать решения. И наконец третий фактор – влияние IT. Кроме новых технических возможностей в образовании, информационная среда изменяет и то, чему нам нужно учиться. Раньше обучение воспринималось как такой себе книжный шкаф, книжки в котором собраны знающими людьми. Сегодня собственно знания уже не так ценны. При достаточном терпении в Сети можно найти любую информацию, данные, видеоряды, точки зрения экспертов. А когда можно знать все, становится особенно важно понимать, что именно нужно знать. Научиться задавать правильные вопросы, а не иметь конкретные ответы. Уметь работать с большим объемом информации, выбирать нужное и понимать критерии такого выбора. Формирование собственной картины мира, личного (в том числе и профессионального) мировоззрения человека – вот самая важная задача образования. |
Сложный долгосрочный проект
Консультанты продолжают утверждать, что программы МВА способны внести наиболее весомый вклад в знания и навыки менеджеров, позволяя закрепить полученные теоретические сведения на практике. Однако согласно статистике основной объем инвестиций работодателей приходится на краткосрочные и специализированные тренинги и семинары. И дело не только в стоимости МВА-программ. Отправлять сотрудников получать МВА можно только при наличии долгосрочного видения перспектив компании, которого сейчас не хватает многим топам и владельцам бизнеса (в том числе и по объективным причинам). Сомнения могут возникать также при анализе преимуществ и недостатков инвестиций в данные виды обучения.
Напомним, что к первым традиционно относят удержание ключевых сотрудников, повышение лояльности персонала, создание команды менеджеров с единым пониманием и целями, повышение конкурентоспособности за счет более высокой квалификации персонала, появление новых возможностей для развития бизнеса благодаря контактам, полученным сотрудниками в процессе обучения. А к недостаткам причисляют возможность ухода человека после получения образования, снижение эффективности сотрудников во время обучения, риск изменения ценностей и действий сотрудника после обучения, сложность оценки отдачи от инвестиций в обучение.
Для принятия решения в конкретном случае инвестиции в МВА-образование можно расценивать как долгосрочные проекты, нуждающиеся в серьезном управлении, включая управление рисками.
Краткость, гибкость и эффективность Наталья Науменко, директор Международной бизнес-школы (IBS) «NIKLAND». Какие темы (направления) в бизнес-образовании сейчас наиболее востребованы? Экономическая ситуация в Украине стремительно меняется, поэтому трудно прогнозировать, какие программы будут востребованы, но отследить тенденции все же можно. IBS «NIKLAND» имеет четкую специализацию на рынке образовательных услуг и представляет бизнес-обучение в двух ключевых направлениях: «управление бизнесом» и «управление финансами». Нам трудно судить обо всем рынке бизнес-образования, но мы можем утверждать, что направления, представленные в нашей школе, остаются актуальными, несмотря на экономический спад в Украине. В 2013 г. направление «управление финансами» было одним из востребованных у нашего слушателя. Если говорить о корпоративном обучении, то наиболее востребованными темами в данном формате являются программы по производственному менеджменту и логистике, управлению финансами, а также управлению рисками в банковском секторе. Как вы адаптируете свое предложение в соответствии с переменами в спросе? В условиях динамичных изменений слушатели бизнес-школ не всегда готовы уделять время долгосрочным программам обучения. Актуальными на данный момент являются те программы, которые за короткий период смогут помочь слушателям усвоить необходимый объем информации и тут же применить его в практической деятельности. IBS «NIKLAND» предлагает программы мини-MBA, имеющие модульную структуру. Наши слушатели могут самостоятельно формировать свой учебный план из представленных модулей и обучаться только по тем из них, которые выбрали для себя сами. Большое внимание уделяем также программам корпоративного обучения, в последнее время являющиеся наиболее актуальными, поскольку ориентированы на достижения конкретных целей компании и адаптированы в соответствии со спецификой бизнеса клиента. |