Site icon Companion UA

Последнюю пьесу Григория Горина «Шут Балакирев» привозит в Киев московский театр «Ленком».

ТЕАТР

Последнюю пьесу Григория Горина «Шут Балакирев» привозит в Киев московский театр «Ленком».

Пьеса больше года готовилась к постановке режиссером Марком Захаровым. Готовилась уже без Горина, поэтому так долго, вымученно.

Этот спектакль интересен, по крайней мере, по трем причинам: во-первых, это последняя пьеса суперпопулярного современного драматурга Григория Горина. Во-вторых, этот спектакль поставил признанный мастер своего дела Марк Захаров – режиссер, имеющий свой художественный стиль и свой режиссерский язык. В-третьих, в спектакле занят звездный состав легендарного «Ленкома»: Олег Янковский, Николай Караченцов, Александра Захарова, Александр Збруев, Александр Лазарев-младший.

Любимый драматург Захарова некоторые диалоги по его просьбе дописывал за несколько часов до смерти. «А потом я старался работать так, как мы сочиняли спектакли по его незабвенным пьесам «Тиль», «Поминальная молитва», – рассказывает Марк Захаров, – как трудились над теле- и кинофильмами по его сценариям – «Тот самый Мюнхгаузен», «Убить дракона», «Формула любви» – методом веселых импровизаций, проб, ошибок, но и счастливых обретений».

Сюжетные коллизии трагикомедии Горина имеют документальную основу. В русской истории XVIII века действительно существовал реальный солдат Преображенского полка Иван Балакирев. И в придворные шуты к Петру I он попал не по своей воле, а был сдан туда как в штрафбат за то, что дурака валял на посту. В общем, шут Балакирев (играет молодой актер Сергей Фролов – это его дебют) ничего не имеет ни за душой, ни в послужном списке. Он был плохим пастухом, плохим солдатом, плохим шутом – на фаготе играть был не научен. Но у Горина шуты часто обретают черты борцов, романтиков и героев (Тиль Уленшпигель, Барон Мюнхгаузен), поэтому Балакирев предстает в образе шута-острослова, рисковавшего высказать грозному монарху то, о чем большинство предпочитает молчать.

Несмотря на историческую бутафорию, спектакль очень современен и часто публицистичен. Горин поднимает сложные философские вопросы: кто мы, откуда и зачем живем?

На сцене 1724 год. Последние месяцы эпохи Петра Великого представлены как угрюмое пьянство с «нужными» людьми. Жесткая жизнь, кажется, ничего от великолепия «петровского мифа» не осталось. И романтический Николай Караченцов выходит на сцену в бриллиантовых звездах казнокрада Александра Меньшикова, столпа Отечества, чтобы хмыкнуть: «Государь Петр Алексеич мост строил, чтоб народ по нему вести. А народ норовит с моста головой в омут. Может, и не надобен тому народу тот мост, а? А то он с него сосклизывает и сосклизывает…».

Последняя отчаянная попытка «не сосклизнуть» с моста в Европу – фон и суть спектакля. На этом фоне, как парный барельеф, выступают фигуры Петра Великого (Олег Янковский) и Екатерины Первой (Александра Захарова). Их истории тонко написаны и великолепно сыграны. Хотя спектакль и называется «Шут Балакирев», но именно Петр, а не главный герой, доминирует в нем. Чем сильнее карикатурный рисунок роли Янковского, тем ощутимее глубоко запрятанная боль человека, осмысливающего итоги своих дерзких начинаний.

Все разрешается в ключевой сцене, в которой погибший шут Балакирев встречается с императором на том свете. И голова у него болит «по причине бессмысленности его судьбы» и еще потому, что он все-таки жив – стреляли в него тоже на тяп-ляп, неумело и спьяну… И по приказу царя шут лезет по единственной веревке с того света на этот, чтобы доделать, доиграть на той же дудке-фаготе (уже выучился). А Петр-Янковский на коленях кричит: «Господи! Ну помоги же ты нам, православным дуракам… вылезти!» Кстати, Янковский говорил, что «хотел это кричать абсолютно искренне. В этом и энергетика, и гражданская позиция спектакля. Я выплескиваю свою боль: человека, живущего в отечестве, задающего себе вопросы: почему так долго у нас не получается?».

Несмотря на горечь и двойную оптику восприятия (мы-то знаем, что будет с этим городом, с этой семьей, с этой страной), спектакль не кажется безысходно печальным. В финальной сцене воскресший шут играет на фаготе. И сценография так задумывалась, чтобы сцена была залита светом: если у славян нет хеппи-энда, то свет в конце тоннеля всегда существует. И артисты все время призывают зрителя думать, анализировать – как и зачем живем, чтобы не было потом мучительно больно.

Спектакль заканчивается тем, что каждый из нас, как и шут Балакирев, в итоге все-таки сможет сыграть главную мелодию своей жизни. Несмотря на страшную догадку обезглавленного императором Монса (Александр Лазарев-младший) о том, что «в России жить с головой невозможно».

Невзирая на сложность темы, спектакль смотрится легко. Мэтр Марк Захаров умело выстраивает свои действа так, чтобы увлечь зрителя.

Спектакль «Шут Балакирев» впервые в Киеве можно будет увидеть на сцене Театра русской драмы им. Леси Украинки 20, 21 и 23 сентября.

Этот спектакль является частью гастролей московского театра «Ленком» в Киеве. Позже, 26, 27 и 29 сентября, киевляне еще смогут посмотреть легендарную рок-оперу «Юнона и Авось» этого же театра.

Начало спектаклей в 19.00.

ВИДЕО

Нарушить профессиональную этику вынужден главный герой фильма «Свой человек».

Когда фильм вышел, влиятельная газета San Fransisco Chronicle написала: «Аль Пачино и Рассел Кроу играют превосходно», что в американской прессе, чаще всего критикующей голливудских актеров, считается высшей похвалой. Пачино и Кроу действительно создали прекрасный дуэт. Первый играл знаменитого телеведущего, динамичного и решительного человека, второй – руководителя научно-исследовательского отдела крупной табачной корпорации, тяжелого на подъем и во всем сомневающегося. Оба актера номинировались на соискание «Золотого глобуса» и «Оскара», где картина «Свой человек» проходила по семи номинациям.

Режиссер Майкл Манн, известный своим историческим шедевром «Последний из Могикан» и «полицейским» триллером «Схватка», для своего фильма взял за основу статью Мари Бреннер «Человек, который знал слишком много». Как в ней, так и в фильме, речь идет о грандиозном скандале, разгоревшемся в Америке в 1995 году вокруг факта использования крупнейшими табачными компаниями в создании сигарет химического компонента, сходного с наркотиком, вызывающего у человека привыкание. Иск, выдвинутый всеми 50 штатами против десяти компаний, суд удовлетворил, заставив виновных выплатить астрономическую сумму в $249 миллиарда. Правда, дело удалось повернуть таким образом, что компании растянули выплату иска на десятилетия, чем избежали финансового краха.

Реально существовавшего человека, начавшего этот долгий процесс, ведущего химика и руководителя научно-исследовательского отдела крупной табачной корпорации «Браун & Уиллиамсон», звали Джеффри Уиганд (в фильме имя героя оставили таким же). За несогласие применять еще не изученный компонент в производстве его просто уволили, предложив высокое пособие и медицинскую страховку взамен подписи о неразглашении корпоративной тайны. Но скоро на Джеффри выходит продюсер популярной телепрограммы «60 минут» Лоуэлл Бергман (имя реально существующего человека) и убеждает ученого рассказать обо всем в его передаче. Дальнейшее развитие событий приносит и Уиганду, и Бергману одни неприятности: передачу, боясь санкций со стороны табачной корпорации, продюсеры не выпускают в эфир, а Джеффри табачники объявляют настоящую травлю. Его жена не выдерживает психологического давления и уходит, забрав с собой детей. Сам Уиганд переезжает в другой город, где за гроши преподает химию. Он на грани самоубийства…

Эту ситуацию анализирует бизнес-тренер Вячеслав Блинов, директор компании BS Group: «С точки зрения «правильной» (теоретической) этики бизнеса любая компания должна вести себя как ответственный представитель общества, то есть не допускать действий, вредящих здоровью и безопасности, ущемляющих права человека. Работник же в свою очередь должен свято хранить полученные им в ходе его работы на компанию секретные сведения. Но это в теории, в жизни, как правило, между «черным» и «белым» существует множество других оттенков. Идя в определенные виды бизнеса и понимая, с чем тебе придется столкнуться, необходимо принимать принципиальные решения до того, как подписываешь контракт. Иначе это выглядит таким образом: пока мне платят большие деньги и не трогают на насиженном месте, я, как буддийская мартышка, ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу. Как только же меня обидели, я сразу становлюсь принципиальным «борцом за вселенскую справедливость».

Вторая личность – продюсер и телеведущий Лоуэлл Бергман – интересен в плане поведения успешного человека в бизнесе. Его герой имеет внутренний стержень – он лидер, и хотя в фильме не «бряцает» оружием и не демонстрирует «стальные» мускулы, во всех конфликтных ситуациях чувствуется его внутренняя сила. Вместе с ней он показывает еще одно важное для успеха в бизнесе качество – гибкость и умение достойно разговаривать с людьми разных уровней. И, наверное, самое основное – его герой занят любимым делом. По сути, он живет своей работой, потому что она – это то, чем он хочет заниматься, и это позволяет ему быть соединенным со своим внутренним миром и черпать энергию для новых успехов».

Редакция благодарит магазин «Hi-Fi-клуб» за предоставленный видеоматериал.

ФОТО

Фото выставка «После 11 сентября: образы из эпицентра» крупнейшего американского фотографа Джоэла Мейеровица открылась в Национальном художественном музее Украины.

Джоэл Мейеровиц оказался единственным фотографом, который после 13 сентября добился возможности работать на месте взрыва, получив сразу после терактов предложение от Городского музея Нью-Йорка создать фотоархив разрушений и спасательных работ в эпицентре трагедии. Такой выбор был сделан музеем не случайно: Мейеровиц известен в США как профессионал высочайшего класса. Автор одиннадцати фотоальбомов, Джоэл Мейеровиц – стипендиат Гугенхайма, лауреат премий Национального фонда искусств и Национального фонда гуманитарных наук, коллекции же его работ представлены в крупнейших американских музеях, а также государственных и частных коллекциях всего мира.

Сам господин Мейеровиц отмечает, что, узнав о разрушении ВТЦ, был охвачен порывом помогать, спасать, утешать. «Однако, – вспоминает он, – я ничего не мог сделать, поскольку в этот момент находился далеко от Нью-Йорка. Когда же через несколько дней вернулся домой, в Нью-Йорк, сразу же пошел в центр города. Стоя в толпе у ограды, возведенной по периметру эпицентра взрыва, поднял камеру лишь для того, чтобы посмотреть сквозь объектив. Однако офицер полиции сказал, что съемки в «зоне» запрещены. Для меня же отсутствие фотографий равносильно отсутствию истории». Именно поэтому предложение музея Джоэл Мейеровиц воспринял, по его словам, как привилегию. Свою же задачу он видел в том, чтобы «почтить память погибших, запечатлеть героические усилия спасателей».

Именно в силу этой поставленной задачи на фотографиях Джоэла Мейеровица нет «нагромождения ужасов». Его работы трагичны, но лишены сознательного нагнетания негатива, садистского смакования деталей жуткой трагедии.

Фотовыставка «После 11 сентября: образы из эпицентра» станет одним из основных разделов экспозиции, которую американцы решили открыть на территории бывшего ВТЦ в 2004 году. А пока она демонстрируется в крупнейших городах мира.

В Национальном художественном музее Украины фотовыставка продлится до 6 октября. Адрес музея: г. Киев, ул. М. Грушевского, 6.

Выставка организована Городским музеем Нью-Йорка при поддержке Посольства США в Украине и Бюро по вопросам образования и культуры госдепартамента США совместно с Национальным художественным музеем Украины.

ГАЛЕРЕИ

Эротика как приманка для зрителей – это нормальная рабочая схема известного профессионального галериста Марата Гельмана.

Вернее, одна из схем, призванная вызвать неизменный резонанс в украинском обществе. Проект «Китайский эротический дневник» Влады Ралко – это вторая выставка в Галерее Марата Гельмана в Киеве. Одной из задач галерея считает выработку стратегии современного искусства на постсоветском пространстве. У Гельмана есть в этом большой опыт, поскольку его галереи являются одним из признанных в мире российских брендов. А Марату Гельману за 10 лет активной деятельности руководителя и владельца первой частной галереи в СССР удалось создать имя легендарной личности.

Более 60 работ, выполненных на обычных листах бумаги, выставленных по периметру всей галереи на лентах из шелка, – на самом деле не являются дневником или специально написанной историей, ведь на них изображены совершенно случайные моменты и ситуации. Скорее, это повод зрителю самому придумать историю на свой вкус, пользуясь картинами модной киевской художницы Влады Ралко.

Идея концептуальной серии «Китайский эротический дневник» родилась у Влады этим летом во время двухмесячного путешествия по Китаю, когда многие стереотипы об этой стране, по собственному признанию художницы, были разрушены. Однако исключительно китайских элементов в работах серии практически нет. Речь идет о неких эстетических принципах китайского искусства – легкость рисунка, отстраненное, освобожденное от тяжести культурной информации состояние художника, в котором он пишет картины. Каждая работа написана как иероглиф, где в небольшом элементе можно увидеть определенный код.

Слово «эротический», присутствующее в названии выставки, является, скорее, приманкой для зрителя. Чистой эротики здесь нет, более того, эротика как жанр для Ралко вообще не существует. Это некая субстанция, которую можно обнаружить почти во всем, и в то же время – нечто неосязаемое. Влада Ралко – художник, известный на киевской арт-сцене. Правда, до сих пор ее творчество ассоциировалось с крупноформатными модернистскими живописными работами нахальных цветов. Ее работы были представлены в рамках многочисленных персональных и групповых выставок в Украине, США, Германии, Швейцарии, Австрии.

Выставка открывается 20 сентября в Галерее М. Гельмана в Киеве. Все представленные работы серии выставлены на продажу. Адрес Галереи М. Гельмана: г. Киев, ул. Костельная, 11.

ГАЛЕРЕИ

Тенденции современного искусства можно отследить на прекрасно подобранной выставке «Из коллекции галереи RA».

Представленные в экспозиции мастера работают «на стыке» поставангарда и реализма. Молодежь активно и достаточно успешно экспериментирует в стилистике поп-арта.

Ахра Аджинджал – представитель так называемой кавказской живописной школы – активно выставляется не только в Киеве, но и в западноевропейских странах: Швейцарии, Греции, Польше и Италии. Несмотря на то что, Ахра почти десятилетие живет и работает в Киеве, в его работах, несомненно, присутствует восточная чувственность и яркая зрелищность. Как эмоциональный контраст воспринимаются работы Матвея Вайсберга – художника, снискавшего успех и далеко за пределами Украины. Его камерные «Трапеза» и «Прогулка» – приглушенные по колориту, внутренне интеллектуальные. И опять же по принципу контраста присутствует в экспозиции «солнечная» живопись Алексея Аполлонова.

В группе «радикального» авангарда выставляются гротескные, ироничные Илья Исупов и Илья Чичкан. А собственно поп-артовским «изыском» можно назвать гобелен харьковчан Маргариты Юрченко и Василия Антонюка Imagine, на котором запечатлены культовые личности прошлого века – Джон Леннон и Йоко Оно.

Выставка «Из коллекции галереи RA» продлится до 30 сентября по адресу: г. Киев, ул. Б. Хмельницкого, 32.

Exit mobile version