Одним из сильных мотивов к этому разговору для меня стал снос памятника Ленину в центре Киева (уже после того, как интервью состоялось, в Украине начался массовый «ленинопад». – Прим. ред.). Поскольку искусство в публичном пространстве – одна из тем, на которых вы специализируетесь, вы не могли не высказаться на этот счет. Одно из ваших предложений – оставить на этом месте пустой постамент.
Мне кажется, пустой постамент – достаточно сильный образ. Но это лишь один из вариантов. Что должно появиться на месте Ленина? Над этим вопросом должны поработать художники, кураторы, профессиональные институции.
В начале года, еще до обострения ситуации на Майдане, замглавы КГГА Руслан Крамаренко предлагал установить вместо Ленина памятник меценатам Терещенко и Бродскому.
Ничего не имею против личностей, много сделавших для Киева. Но я не уверен, что именно это место (особенное для столицы) предназначено для подобного объекта. Ведь здесь стоял памятник Ленину, с которым у нашей страны связан очень непростой, драматический опыт…
…а в годы Второй мировой на этом месте нацисты виселицу устанавливали…
Поэтому нужно учитывать исторический контекст, такое понятие, как «общая память». Городская скульптура не только соответствует своему окружению в архитектурном смысле, она должна быть вписана в контекст, а также учитывать функции публичного пространства. У нас же зачастую создаются мертворожденные объекты. Например, памятник Пилипу Орлику на Липской – очередной образец китча. Сейчас порожки вокруг постамента облюбовали для катания скейтеры. Ради них он создавался? Нет, конечно. Он создавался просто потому, что надо поставить памятник, что есть госзаказ и Союз художников, который его выполняет. В такой схеме нет места для людей, которым потом с этим жить.
Мне кажется, существует большая вероятность того, что и с постаментом Ленина может случиться нечто подобное.
Самое главное здесь – не спешить. Думаю, если на постамент попытаются поставить что-то в духе «лишь бы поставить», это вызовет волну протеста. Таков мой прогноз. Понимаете, если мы просто заменим Ленина на кого-то другого, то это будет наивной попыткой перечеркнуть часть истории, вытереть ее, сказать, что этого просто не было. Говоря языком психоаналитики, вытеснить ее в подсознание.
Вы, я так понимаю, вообще к слову «памятник» относитесь очень критически.
Реагирую на него с дрожью в голосе (улыбается). К сожалению, подавляющее большинство соотечественников не понимают, что на улицах города может быть установлено что-нибудь еще, кроме памятников. Старые памятники хотят менять на новые, и это какой-то замкнутый круг. И мы как организаторы первого в Украине фестиваля современной скульптуры, продвигающего европейский подход к публичному искусству, все делаем для того, чтобы эту ситуацию изменить.
Формирование спроса на качественное Международный скульптурный фестиваль Kyiv Sculpture Рroject впервые был проведен в 2012 г. в киевском Ботаническом саду имени Н. Гришко. По словам организаторов, одна из главных задач мероприятия – формирование спроса у местного сообщества (чиновников, меценатов, жителей города) на качественную современную скульптуру и публичное пространство. В этом KSP помогает Йоркширский скульптурный парк – всемирно известный центр современного искусства, который для «Специального проекта» первого фестиваля предоставил пять работ всемирно известных скульпторов, таких как Ева Ротшильд, Магдалена Абаканович, Найджел Холл, Суй Цзяньго и Жаума Пленса. «Основной проект» KSP 2012 составили конкурсные работы 15 молодых художников и скульпторов из шести стран: Австралии, Великобритании, Нидерландов, Польши, России и Украины. Главный приз – €6 тыс. – разделили Жанна Кадырова (Украина) и Карин Ван дер Молен (Нидерланды). По данным организаторов, за один месяц (с 2 июня по 2 июля), в течение которого длился фестиваль, его посетили около 600 тыс. зрителей. В этом году планируется проведение второго фестиваля, который также пройдет в Ботаническом саду. |
Вы предпочитаете говорить о скульптуре.
Да. Памятник – одна из форм публичного искусства. А советский памятник – это в принципе отдельная история, основной его функцией была пропаганда тоталитарной идеологии. Зритель должен был просто подчиниться, чувствовать себя маленьким и ничтожным перед системой. В современном публичном искусстве все иначе – человек на первом месте. И важно не то, что сказал автор, а то, как ты это трактуешь.
То есть современная скульптура провоцирует на диалог?
Совершенно верно. В современном публичном искусстве есть чувство свободы. Люди по-разному могут его считывать, и оно выполняет множество функций.
Выходит, это не просто способ вынести в скульптурной форме оценочное суждение: «Вот это хороший человек, надо о нем помнить».
Европейский опыт показывает, что современное публичное искусство может выполнять целый ряд полезных для города и местного сообщества функций. Это градообразующая функция, повышение туристической привлекательности, формирование идентичности места. В конце концов способ сделать жизнь горожан более комфортной. Паблик-арт – очень мощный инструмент развития территории.
Хорошо. Но чтобы воспользоваться этим инструментом, нужны умелые руки. Вы цитируете у себя в Facebook польского скульптора Мирослава Балку: «Адаптация скульптуры к городской среде должна осуществляться специалистами, иначе очень легко перегрузить пространство». Как, по-вашему, в Украине сейчас есть люди, из которых можно сформировать компетентную группу профессионалов, способных не «перегрузить городское пространство» своими решениями?
Есть. Но запрос на «современный город» только начал формироваться. В Киеве он уже достаточно мощный. Мы это ощутили по откликам на первый Kyiv Sculpture Рroject. И если нам решат доверить работу с публичным пространством, мы будем готовы взять на себя такую ответственность. Для этого у нас достаточно сил, опыта, а главное – желания.
Не кажется ли вам, что имеет смысл говорить об эстетической революции, которая должна совершиться в публичном искусстве Украины?
Это вопрос не эстетической революции, а мышления, и еще он политический, потому что любой жест в городе, в общественном пространстве, означает, что городская власть декларирует свою позицию, а люди на нее соглашаются. В чем заключается эта позиция? Мы идем вперед и нацелены на модернизацию или смотрим назад и все, что должны предлагать горожанам, – это памятники? Мы общество будущего или прошлого, где в качестве официального стиля утвердился дикий китч с принципом: чтобы было «дорого и богато». У этого феномена появилось свое определение – «быккоко».
Наверное, нужно, чтобы в КГГА был такой персонаж, как Сергей Капков (глава департамента культуры Москвы в прошлом году инициировал создание Совета по развитию общественных пространств. – Прим. ред.), который имел бы полномочия и желание для того, чтобы собрать профессионалов поработать.
Конечно, все упирается в людей: их видение, понимание, умение организовать. В Европе муниципальные власти активно привлекают специалистов и профильные организации для реализация различных программ: будь то работа с публичным пространством, создание бренда города и его продвижение или проведение мероприятий. Зачем нам «благоустройство ради благоустройства»? Нужно, чтобы люди чувствовали себя в городе комфортно. Для этого необходимо создавать приятную атмосферу: дружелюбную, творческую, современную. Все это влияет и на такой абстрактный вопрос, как инвестиционный климат города, и на стоимость квартир в вашем районе. Киеву необходим системный подход к развитию публичного пространства. Мы надеемся на качественные перемены уже в ближайшем будущем.
Владимир Кадыгроб в Facebook об идее замглавы КГГА Руслана Крамаренко установить на пустующем постаменте памятника Ленину в центре Киева памятник Терещенко и Бродскому: – Это какая-то физиологическая потребность – воссоздавать памятники и заполнять пустые места в городе, превращая любые напоминания о травматическом опыте в барочные аттракционы из мрамора, бронзы и позолоты. Я предлагаю вам, уважаемые сотрудники КГГА и потенциальные меценаты, оставить постамент в покое: это лучшее, что можно сделать. Пустое место от Ленина – лучший образ, который можно придумать для европейской страны. А деньги отдайте в фонд «Таблеточки» детям. Я уже не говорю о приоритетах. |