Левый поворот станет ответом мира на вызов накопленных за предыдущие два с половиной десятилетия проблем.
«Кто бы мог подумать?» – воскликнул премьер, но добровольцев так и не нашлось.
Найдено в Интернете
Сегодняшний мировой кризис породил поток высказываний о том, что основы нынешнего мирового экономико-политического устройства нуждаются в перестройке. М. Ходорковский об этом впервые написал еще три года назад в статье «Левый поворот» (она была опубликована в газете «Ведомости»). Тогда, по его мнению, на пороге левого поворота очутилась Россия, а сегодня оказался уже весь мир. «Мы стоим на пороге смены парадигмы мирового развития. Заканчивается эпоха, которой положили начало Рональд Рейган и Маргарет Тэтчер три десятилетия назад», – пишет
М. Ходорковский в своей последней статье, опубликованной 7 ноября в тех же «Ведомостях» (http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/11/07/167769). Он не только констатирует, но и четко формулирует причины нынешней ситуации, а также говорит о том, что должно произойти. Нам показалось интересным в кратком виде изложить точку зрения Михаила Ходорковского.
Источники нынешнего кризиса
По мнению автора, к таковым относятся:
- резкое нарастание неэффективности систем государственного регулирования в последние десять лет; стал очевидным разрыв между глобальным характером основных экономических процессов в моноцентричном мире и локальным характером регуляторных систем, которые в итоге оказались неустойчивы и уязвимы перед потрясениями, выходящими за пределы национально-государственных пространств;
- диктат портфельных инвесторов в глобальной экономической системе; привычка оценивать самые разные процессы, проблемы и риски исключительно по их влиянию на финансовые рынки, которые по своей природе близоруки и истеричны (очень точное определение! – Прим. ред.);
- социальная и национальная безответственность «корпорации менеджеров», моральная эрозия в среде людей, принимающих ключевые экономические решения; за минувшие 25 лет менеджеры стали фактически обособленной кастой, не зависящей ни от общества, ни даже от результатов своей управленческой деятельности;
- некритическое отношение элит к результатам воплощения экономических теорий; теоретики и практики неолиберальной модели, восторжествовавшей в 1980-х и 1990-х, решили, что она неисчерпаема и, несмотря на отдельные неприятности, системный кризис ей не грозит; тем самым были проигнорированы фундаментальные законы не только экономики (например, цикличность развития), но и диалектики (развитие по спирали: любая теория или модель в определенный исторический момент изживает себя, чтобы со всей неизбежностью уступить дорогу побежденной вчера предшественнице, но уже на новом историческом уровне);
- ставка на безудержную эксплуатацию доступных и простых природных ресурсов, в первую очередь углеводородов; этот подход привел также к скачку цен на энергоносители, радикальному перетоку капитала в направлении стран-экспортеров нефти и газа и непропорциональному росту удельного веса чисто сырьевых (неинновационных, системно слабых и критически зависимых от внешних факторов) экономик в мировом хозяйстве.
Ответом на глобальный кризис станет глобальная перестройка
Однако в данный исторический момент такая политика себя исчерпала. На очереди – неосоциализм. Что ждет мир в связи с этим?
- Качественное усиление роли государств как регуляторов в экономике (но не как ее субъектов!).
- Приведение регулятивных систем в соответствие с требованиями глобальной экономики и равновесия ключевых ее субъектов. Национальные правительства не только усилят контроль над своими территориями, но и будут вынуждены более жестко координировать действия между собой, фактически положив начало «мировому экономическому правительству».
- Возрождение ценностей солидарности как альтернативы экономическому эгоизму и неуправляемой конкуренции. Оно коснется не только рыночных субъектов, но также целых стран и регионов.
- Введение более жестких требований к собственникам и менеджерам корпораций со стороны государства и общества. Возвращение в менеджмент некоторых традиций, которые можно назвать «неопатриархальными»: мораль, личная ответственность за результаты деятельности корпораций перед государством и обществом, долгосрочное планирование, жесткие критерии оценки результативности корпоративного управления, причем с точки зрения не только акционеров, но и внешней по отношению к корпоративному миру среды.
- Новая система управления финансовыми рынками и регулирования этих рынков, которая сместит баланс их деятельности в сторону общественно необходимой цели – поддержки развития реальной экономики.
- Ограничение роста материального потребления «золотого миллиарда», ставшего за последние 15 лет просто безудержным. Возвращение ценностей самоограничения, отказ от постоянного потребительского бума как экономической и жизненной философии развитых стран.
- Ускоренная разработка и внедрение технологий сокращения потребления невозобновимых природных ресурсов. Среди подобных технологий особое место займет альтернативная энергетика, предполагающая отказ от приоритетной ставки потребителей сырья на сырую нефть и природный газ.
- Частичное восстановление в правах ценностей и стандартов индустриальной эпохи в противовес приобретшему самоценность разрастанию виртуального сектора.
- Определенные ограничения на порядок движения капиталов, товаров и рабочей силы между крупными экономическими зонами, предотвращающие возможность внезапных катастрофических колебаний.
- Рост внимания национальных правительств и межгосударственных регуляторов к созданию эффективных социальных «подушек безопасности». При этом проблема потомственного иждивенчества и люмпенизации иждивенцев будет стоять в полный рост и требовать своего решения уже на этапе проектирования необходимых мер.
- Рост удельного веса человеческого фактора и интеллекта в экономике, которая уже не сможет эксплуатировать различные объективные тренды без субъективного, творческого и критического подхода к ним. На первое место среди предпосылок экономического развития объективно выходит человеческая способность к творческому труду, а значит политические и социальные условия, позволяющие эту способность реализовывать.
- Переход государств и (в меньшей степени) крупных корпораций к разработке и финансированию стратегических проектов, которые могут быть финансово неприбыльными даже в среднесрочной перспективе, зато выгодными социально.
Либерализм не будет забыт
Сейчас победителем станет неосоциализм, обязанный многим неолиберализму Рейгана и Тэтчер. Дальнейшая глобализация будет несколько замедлена, но не остановится. «Золотому миллиарду» придется отказаться от надежд на еще большее улучшение своего потребительского статуса, однако высокие стандарты потребления, сложившиеся в конце прошлого века, останутся в целом нормой. Тяга к политической свободе и открытой конкуренции личностей и идей не исчезнет. И на следующем витке истории, вероятно, через 12-15 лет – после того как неосоциализм расчистит завалы глобального кризиса и гармонизирует мировую экономику, начнется новый этап наступления либерализма.