Site icon Companion UA

Снизить риски

Кризис ликвидности подталкивает операторов рынка коммерческой недвижимости к компромиссам.


Происходящие события в экономике и застой на рынке недвижимости вынудили компанию «Украинская торговая гильдия» (УТГ) стать связующим звеном и организатором встреч между всеми игроками рынка торговой недвижимости. По словам управляющего партнера УТГ Виталия Бойко, такое решение прежде всего связано с паникой на рынке. «В сложившейся ситуации каждая сторона – как арендодатель, так и арендатор, – старается найти выход, но эти действия не будут эффективными, поскольку они разобщены, – говорит г-н Бойко. – Поэтому мы хотим помочь всем сторонам объединиться и сделать так, чтобы они даже в период кризиса работали и зарабатывали. Мы понимаем, что настоящий момент является для многих инвестиционных проектов проверкой на прочность. Но кризис не должен останавливать развитие, он может просто задать новые исходные данные для работы».


Ситуация в экономике начала сказываться на покупательной способности населения. Как следствие – ритейлеры пересматривают планы развития и даже идут на закрытие своих наиболее убыточных магазинов. А это, по понятным причинам, не выгодно ни девелоперам, ни инвесторам, ни тем более самим торговцам.


Новыми исходными данными, по мнению директора по развитию «УТГ Инжинирикс Украина» Сергея Хоменко, прежде всего могут стать современные подходы к управлению собственностью. А именно – уменьшение затрат на обслуживание инженерной инфраструктуры, которые составляют львиную часть арендного бюджета. Поэтому роль управляющих компаний станет увеличиваться с каждым днем, так как именно они будут отчитываться за каждую копейку, потраченную на аренду.


Не стоит, однако, сидеть сложа руки и самим ритейлерам. Так, по мнению Виктории Чорновол, руководителя группы по работе с предприятиями розничной торговли «Делойт энд Туш ЮКС», время экономического спада можно потратить на то, чтобы максимально использовать преимущества, которые дает слабость рынка, и сделать свой бизнес более эффективным. А старший менеджер этой компании Сергей Киселев предлагает девелоперам из-за избытка предложений на рынке пересмотреть арендные ставки в сторону их понижения, тем самым поддержать торговцев. Он также согласен со своей коллегой и призывает ритейл задуматься о повышении эффективности своего бизнеса, отметив восемь шагов для достижения цели: «Во-первых, думайте о своем потребителе, чтобы ваши продукция и услуги соответствовали спросу; учитывайте то, что ценности и поведение покупателей часто резко меняются во времена экономических спадов. Во-вторых, сделайте умение адаптироваться и способность к реагированию частью своего процесса планирования. Для этого чаще и агрессивнее осуществляйте планирование, учитывая различные экономические сценарии. В-третьих, экономно расходуйте наличные, сократив сроки между заказами и поставками. В-четвертых, проанализируйте переменные расходы, для чего с целью уменьшения затрат установите партнерские взаимоотношения с поставщиками и арендодателями. В-пятых, определите показатели, влияющие на прибыль, и если они ее не приносят, пересмотрите их. В-шестых, приступите к преобразованию вашего бизнеса, консолидировав излишние вспомогательные функции. В-седьмых, совершенствуйте свой персонал, ведь в условиях рецессии появляется возможность лучше соизмерить заработную плату с результатами работы. И последнее: не упускайте возможности делать хорошие покупки по бросовым ценам; пользуйтесь возможностями для роста, когда конкуренты вынуждены продавать активы ниже их рыночной стоимости».

Exit mobile version