К личности Никиты Михалкова можно относиться по-разному, но несколько его работ стали явлением в мировом кинематографе.
Мифы. Президент России. В 1999 г. вышла картина Н. Михалкова «Сибирский цирюльник». Одновременно с выходом этого фильма в прессе поднялся шквал доводов и предположений, связанных с возможным выдвижением Михалковым своей кандидатуры на президентских выборах. Эти слухи не подтвердились – в списке кандидатов в президенты 2000 г. фамилия Н. Михалкова отсутствовала: «Я хочу вам сказать – мне не нужна власть. Да и как это возможно – власть над художниками?! Сейчас важно собрать в одних руках наши чаянья, чтобы за них бороться. Я не согласен с тем, что с приходом нового руководства должно меняться все вокруг. С отменой КПСС разогнали чиновников, с отменой КГБ – профессионалов, и это привело к тому, что профессионалы ушли в частные предприятия, чиновники – в коммерческие структуры, а чиновничье дело делать некому. Люди даже со старой ментальностью, умеющие работать, должны приносить пользу новому делу».
Легенды. Старинный род Михалковых. Никита Михалков любит подчеркивать, что происходит из старинного дворянского рода, который восходит корнями к первой половине XV века, во что трудно проверить. Его прадед по материнской линии – известный русский художник Василий Иванович Суриков. Мать – поэтесса, переводчица Наталия Кончаловская, дочь художника Петра Кончаловского.
Реальность. Штольц с душой Обломова. Имя Никиты Михалкова давно стало брендом. Он не только талантливый актер и режиссер, но и успешный бизнесмен и продюсер. Во многом этому способствовало создание в конце 1980-х частного продюсерского объединения «Три Тэ» (Творчество, Товарищество, Труд), которое по сей день собирает награды на международных кинофестивалях. «Я хотел бы жить, как Обломов, но вынужден жить, как Штольц. Я работаю в кино, и это требует трезвого ума, рассудка и деловитости. В моей жизни, к сожалению, очень редко случаются мгновения, когда я могу себе позволить расслабиться. Но я тяготею, скажем так, к созерцательности, она волнует меня внутренне и, честно говоря, иногда чрезвычайно хочется стать, например, егерем… Люди, сочетающие в себе деловые качества с созерцательностью или, по крайней мере, понимающие, что она необходима, сегодня нужны. Нельзя же отдать все штольцам, которые абсолютно лишены такого духовного вопроса – зачем жить? И вот этой своей энергией они смогут облагородить мир и как бы снять с него грех строителей, если те возводили его с какими-то двусмысленными задачами».
Почему «свой среди чужих»? |