Аудит Минздрава может не выявить финансовые злоупотребления предыдущих руководителей

Международный аудит Министерства здравоохранения Украины может не выявить какие-либо финансовые злоупотребления, допущенные предыдущим руководством ведомства.

Такое мнение агентству "Интерфакс-Украина" высказала управляющий партнер аудиторской фирмы "Аксенова и партнеры" Елена Макеева, комментируя заявление министра здравоохранения Олега Мусия о проведении аудита финансовой и организационно-структурной деятельности Минздрава за деньги Всемирного банка.

По словам Е.Макеевой, аудит государственных учреждений, согласно украинскому законодательству, не является обязательным. В то же время целевое использование финансовых средств проверяет Государственная финансовая инспекция Украины (Госфининспекция).

Кроме того, она отметила отсутствие полномочий у аудиторов выявлять факты мошенничества или злоупотреблений.

"Мне как аудитору абсолютно очевидны ожидания нового руководства министерств и ведомств. Это, в первую очередь, раскрытие фактов мошенничества и злоупотреблений со стороны высших должностных лиц с последующим привлечением их к разного рода ответственности. У меня есть сомнения в том, что руководство министерств проинформировано о наличии определенных практических и правовых ограничений в работе аудитора и права назвать операцию мошенничеством", – сказала она.

В частности, по словам Е.Макеевой, существует возможность того, что управленческий персонал или другие сотрудники умышленно или неумышленно не предоставят полную информацию, которая является уместной и необходимой для аудитора. Соответственно, аудитор не может быть уверенным в полноте информации.

В то же время мошенничество может предусматривать сложные и тщательно организованные схемы, направленные на его сокрытие, например, подделку документов, умышленный пропуск бухгалтерских записей или неправильное их толкование для аудитора.

"Аудиторские процедуры могут быть неэффективными для выявления умышленного искажения финансовой информации. Кроме того, аудитор не имеет профессиональной подготовки эксперта, к примеру, в определении подлинности документа и – что важно – от него это не ожидается ", – сказала она.

При этом, по словам Е.Макеевой, выявить мошенничество достаточно сложно, особенно если оно сопровождается сговором.

Кроме того, аудитор отметила, что аудит не является официальным расследованием предполагаемого правонарушения, поэтому аудитор не наделен конкретными юридическими полномочиями и результаты аудита нельзя будет использовать в прокуратуре.

"Аудитор проведет все необходимые аудиторские процедуры, и, конечно же, будет использовать профессиональный скептицизм в своей работе. Однако при наличии сговора, тщательно разработанных схем мошенничества и идеально оформленной первичной документации доказать, что это было мошенничество, аудитор просто не сможет и не имеет на это юридических полномочий", – сказала она.

При этом Е.Макеева отметила, что целью аудита финансовой отчетности является повышение уровня доверия пользователей к финансовой ответственности.

"Уровень доверия достигается посредством высказывания аудитором мнения о том, составлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с применяемой концептуальной основой. Боюсь, что не этого ждут заказчики аудита. Что такое аудит организационно-структурной деятельности? Международные стандарты аудита (МСА), признанные в качестве национальных в Украине, умалчивают", – сказала она.

В то же время в компании PricewaterhouseCoopers, которую О.Мусий назвал возможным аудитором Минздрава, не прокомментировали информацию об аудите ведомства.

Как сообщалось, О.Мусий в понедельник сообщил, что Минздрав подвергнется международному аудиту финансовой и организационно-структурной деятельности, а Всемирный банк выделит на проведение аудита $450 тыс. Глава Минздрава также выразил надежду, что компанией-аудитором станет PricewaterhouseCoopers.

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Залишити відповідь