Чем может ответить Россия на санкции Запада?

Однако, в современном мире есть достаточно иных средств сдерживания агрессии с помощью экономических и дипломатических рычагов. 

На сегодняшний день воздействие на Россию осуществлено точечно. США и ЕС ввели визовые ограничения и заблокировали счета ряду российских политических деятелей и предпринимателей. Примечательно, что нанесен прицельный удар по ближайшему окружению Владимира Путина, основанный на глубоком анализе ситуации. В заявлении Казначейства США прямо указано, что к ряду фигурантов, в частности к гг. Якунину, Ковальчуку, братьям Ротенбергам, санкции применены именно по причине их тесных личных и деловых связей с российским лидером. Кроме того, напомним, в список попал контролируемый г-ном Ковальчуком Банк «Россия». 17-й по величине активов банк страны, обслуживающий более 470 тыс. человек и 24 тыс. юридических лиц не сможет осуществлять расчёты в долларах, его средства заморожены на корреспондентских счетах в европейских банках.

Эффективность этих мер сложно монетизировать. Андерс Аслунд, эксперт вашингтонского Института Петерсона, полагает, что денежные показатели не велики. Однако, ироничная реакция самого Путина и демонстративное открытие им счёта в подвергшейся санкциям финансовой структуре лишь подтверждают эффективность принятых мер, их попадание в цель. Пожалуй, главным неудобством для простых россиян стало то, что их карты оказались заблокированными платежными системами VISA и MasterCard, приостановивших сотрудничество с Банком «Россия» и связанным с ним «Собинбанком». 

Однако, на сегодняшний день к России по-прежнему не применены широкие торговые санкции. В частности, со стороны Европейского Союза. Что бы ни заявляли сторонники восстановления «железного занавеса», именно ЕС является крупнейшим торговым партнером России с оборотом, превышающим 260 млрд. евро в год, на него приходится 84% экспортируемой нефти и 76% газа. В структуре российского экспорта в Европу энергоносители составляют более 76%, тогда как промышленные товары всего 6%. В то же время из Европы Россия импортирует преимущественно оборудование и транспортные средства (49,6%), продукцию химической промышленности (15,8%), продукты питания (6,7%). Следовательно, возможные санкции негативно отразятся на экспортоориентированной сырьевой российской экономике.

При этом в руках Запада остаются различные механизмы «торпедирования» сырьевой составляющей российского экспорта. Так, например, продажа нефти из стратегических резервов США показала высокую чувствительность цен, мгновенно обвалив их на $2 за барель. Филипп Ферлегер, бывший сотрудник администраций Президентов США Форда и Картера Филиппа считает, что увеличение продаж на 500 тыс баррелей в день за счет американского резерва, приведет к падению цены на $12 за баррель. Потери России в этом случае составят $40 млрд, или 2% ВВП.

Естественно, резервы США формировались совсем не для того, чтобы давить на Россию. Однако, на рынке есть достаточно игроков, которые при определенных раскладах будут готовы предоставить на рынок дополнительные объёмы. Это, в первую очередь Саудовская Аравия. Увеличение её поставок поставки на рынок до 10 млн. бареллей в день будет иметь серьёзные последствия. Символично, что звонок Путина Бараку Обаме застал последнего в Эр-Рияде.

Саудовский король – один из важнейших союзников США, как в экономическом, так и в военном плане. Есть вероятность, что при достижении с ним определенного консенсуса  по сирийскому вопросу его действия на рынке могут стать более решительными.

На сегодняшний день Россия не сформировала Западу весомого ответа. Визовые санкции против ряда американских политиков были восприняты с улыбкой. В частности, сенатор МакКейн пошутил, что вряд ли теперь проведет свой летний отпуск в Сибири. Наиболее оригинальные варианты ответа предлагает советник Президента России Сергей Глазьев: он предрекает крах финансовой системы США при продаже Россией американских гособлигаций. Однако, факты свидетельствуют об обратном. Из $5,83 трлн госдолга США, принадлежащих иностранным инвесторам, на Россию приходится всего $131 млрд, т.е. примерно 1,1% от суммы всего долга. Эксперты полагают, что действия России существенно не повлияют на рынок, поскольку отток средств будет компенсирован инвесторами из других стран.

Еще менее существенными выглядят угрозы невозврата российскими предприятиями кредитов американским банкам, озвученные Глазьевым и предложения Владимира Жириновского запретить в России деятельность сети ресторанов «McDonalds». Однако, по совокупности факторов следует отметить, что в экономической сфере преимущество по-прежнему остается у стран Запада и возможности формирования Россией «симметричного ответа» без потерь для собственной экономики остаются ограниченными.

Залишити відповідь