Site icon Companion UA

ОБОБЩЕНИЕ: G20 – встретились, поговорили

Звездный час "группы двадцати" пришелся на кризис 2008-2009 годов – именно тогда довольно громоздкий и расплывчатый формат саммита ведущих и ведомых экономик мира оказался не только востребован, но и довольно эффективен. Но когда короткий период реанимации сменился длительным этапом ремиссии со слабыми признаками выздоровления, единый фронт распался.

Самый яркий пример – реформа МВФ. Та самая, которая была одобрена несколько лет назад, в короткий промежуток антикризисной сплоченности. Год за годом участники финансовой двадцатки тратят деньги своих налогоплательщиков, чтобы погрозить пальчиком США и попенять им за срыв реформы. Причем развитие сюжета известно заранее: исполнительная ветвь американской власти в очередной раз согласно покивает головой и пообещает сделать все от нее зависящее, потом ветвь законодательная опять покажет свой строптивый нрав и поставит чиновников в неудобное положение. Те же, там же, встретимся через год.

Впрочем, пока "старшая сестра" двадцатки проходит через муки самоидентификации (то ли она еще G8, то ли уже окончательно G7), G20 остается преимущественно экономической площадкой, а значит, это редкий шанс поговорить для стран, близких к состоянию холодной войны. Пусть министры финансов и главы центробанков редко принимают политические решения, в основном лишь печатая деньги для их исполнения, все же возможность встретиться в рамках единой повестки даже на министерском уровне в такой непростой для глобальной дипломатии момент – дорогого стоит.

БДИТЕЛЬНЫЕ ОПТИМИСТЫ

Итоговый документ встречи финансовой "двадцатки" уложился в полторы страницы – это новый рекорд лаконичности, которая в прошлом году была провозглашена новым фирменным стилем G20. Участники поприветствовали продолжающееся укрепление глобального экономического роста, отметив, что бдительно следят за возможными значительными глобальными рисками и уязвимостью этого роста.

"Мы полны решимости управлять этими рисками и принимать меры по дальнейшему укреплению восстановления роста, создания рабочих мест и улучшения перспектив экономического роста в среднесрочной перспективе", – говорится в коммюнике. Для этого "двадцатка" обязуется к саммиту в Брисбене в сентябре 2014 года подготовить всеобъемлющие стратегии роста, сделав их "амбициозными, реалистичными и содержащими конкретные меры для достижения уверенного, устойчивого и сбалансированного роста".

Для достижения цели ускорения роста на 2% в течение пяти лет, отмечается в документе, разрабатываются новые меры в области инвестиций, занятости, торговли и конкуренции, которые также планируется включить в стратегии роста.

"Структурные реформы особенно важны для достижения этой цели. Мы сосредоточили свое внимание на этой встрече на важности реформ, которые содействуют обеспечению большей конкуренции на товарных рынках и рынках услуг. Эти реформы, наряду с мерами по укреплению торговли, могут способствовать повышению эффективности и увеличения динамики роста наших экономик", – отмечается в коммюнике.

G20 вновь отметила исключительную важность инвестиций в подъеме экономического роста и занятости, в том числе в странах с низким уровнем дохода. "В рамках пакета мер, которые будут рассмотрены на саммите в Брисбене, мы обязуемся разработать отдельные по каждой стране, а также общие коллективные действия, которые будут включены в стратегии роста. Стратегии будут включать в себя набор инструментов по стимулированию повышения качества инвестиций, особенно в инфраструктуру. Мы также рассмотрим соответствующие механизмы, в том числе путем повышения качества и доступности инвестиционной информации и укреплению потенциала финансовых рынков по предоставлению большего объема долгосрочного финансирования, в том числе малым и средним предприятиям", – говорится также в документе.

Министры отметили, что будут улучшать инвестиционный климат и развивать подходы к более активному участию частного сектора в росте экономики через работу со Всемирным банком, региональными банками развития и ОЭСР.

G20 также поприветствовала прогресс в развитии предложений к саммиту в Брисбене по решению проблемы с абсорбированием ликвидности у глобальных системно значимых банков. "Эти предложения должны дать властям уверенность, что упорядоченное решение этой проблемы не навредит налогоплательщикам".

МВФ: ПРИЕХАЛИ

История с ратификацией реформы квот МВФ, предложенной "двадцаткой" и поддержанной советом управляющих фонда в 2010 году, напоминает мучения главного героя стихотворения Самуила Маршака "Человек рассеянный с улицы Бассейной", пытавшегося уехать из города в отцепленном вагоне. Вот уже четыре года страны ждут, когда одно единственное государство, наконец, ратифицирует решение, в принятии которого само же и участвовало. Однако воз и ныне там.

Словесные интервенции, как показала практика, не способны воздействовать на Конгресс США, который до сих пор не ратифицировал увеличение объема квот фонда и их перераспределение в пользу развивающихся стран. Других же возможностей изменить ситуацию, по всей вероятности, просто нет. Поэтому финансовая "двадцатка" опять высказала глубокое разочарование отсутствием прогресса, но вновь дала США время до конца года, чтобы провести это решение в Конгрессе.

"Мы глубоко разочарованы продолжающимся отсутствием прогресса реформы квот МВФ, решение о котором было принято в 2010 году, и в 15-ом общем пересмотре квот, включая новую формулу квот", – говорится в коммюнике. При этом если реформа 2010 года не будет ратифицирована к концу года, министры призывают МВФ разработать новые варианты дальнейших шагов. "Мы будем работать с МВФК (Международный валютный финансовый комитет – ИФ), чтобы обсуждать эти варианты", – говорится в коммюнике.

Участники "двадцатки" выслушали позицию министра финансов США Джейкоба Лью о том, что будут приняты все дополнительные усилия, чтобы в ближайшие месяцы еще раз провести переговоры с Конгрессом о принятии поправки в устав фонда. "Высказывались надежды, что переговоры увенчаются успехом и решения будут приняты в текущем году. Все страны высказались с надеждой на такое решение конгресса", – сказал глава Минфина РФ Антон Силуанов.

По мнению же источника в G20, участвовавшего в совместном заседании МВФК и G20, ситуация с реформой квот сложилась "патовая" – двигаться без ратификации США по уже принятым решениям невозможно, разделить эти решения и попытаться провести без США хотя бы общее увеличение объема квот также весьма затруднительно, все другие возможные решения, позволяющие увеличить вес развивающихся стран в фонде, также требуют согласия США.

Ранее было высказано предложение разделить решения 2010 года об общем увеличении размера квот с 238,4 млрд SDR до 476,8 млрд SDR и о перераспределении более 6% квот от развитых стран развивающимся и принять их отдельно друг от друга. Для принятия решения об увеличении квот требуется ратификация его большинством в 70% голосов, то есть оно может быть проведено без учета мнения США. Перераспределение же квот требует ратификации большинством в 85% голосов, то есть без ратификации США оно не может быть осуществлено.

"Большинство стран все-таки пришло к выводу, что нужно дать американцам еще один срок – до конца года. Большинство из тех, кто брал слово, сожалели, что так получилось, но говорили, что нужно США дать еще время и что любые попытки разорвать пакетное решение, которое было в 2010 году, приведет к большим проблемам не только для американцев, но и для всех", – сказал источник. Он пояснил, что большинство стран уже ратифицировали пакетное решение 2010 года – поправки в устав МВФ и 14-й пересмотр квот – и если проводить теперь эти решения по отдельности, то всем странам придется проходить процедуру ратификации заново.

"И это такой фактор, который преодолеть нельзя. Просто непонятно, как его преодолевать, никто не хочет второй раз идти по новой", – отметил источник.

Оценивая возможность подготовки неких других шагов для увеличения веса развивающихся стран в управлении фондом, источник отметил, что таких решений пока не просматривается. "Если бы знали, что можно подготовить таким образом, чтобы не похоронить договоренности 2010 года, уже бы подготовили давно. Судя по всему, это тупик. Это тупик, связанный с 1944 годом, с тем, как построена система. Система выстроена таким образом, что у одной страны есть право вето", – сказал источник. "А мир стал многополярным. Почему в нем у одной страны должно быть право вето?" – отметил он.

По словам источника, "пока звучат робкие голоса", что США пора определиться, важнее ли им сохранить свое политическое влияние в фонде или экономить средства на оплате увеличения квот. "Лично я считаю, что невозможно, защищая национальные интересы, а мы должны это делать, предложить прорывное решение, которое бы отвечало текущему моменту", – сказал он.

Говоря о перспективах стран с развивающимися рынками потребовать изменения принципов работы с NAB (New Arrangement to Borrow, новые соглашения о заимствованиях) в случае, если Конгресс США не ратифицирует 14-й пересмотр квот, источник заметил, что для принятия таких изменений также нужно согласие США. "А США активные участники NAB, если бы они не участвовали в них, то тогда бы еще можно было что-то говорить (странам с развивающимися рынками – ИФ)", – сказал он.

По итогам заседания БРИКС в рамках встреч финансовой G20 в Вашингтоне А.Силуанов сообщал, что стран с развивающимися рынками могут потребовать изменения принципов работы с NAB. "Страны будут говорить, коли мы даем деньги, коли мы не получаем за это увеличения квот и возможности управления ресурсами фонда, тогда давайте рассматривать новые принципы работы с NAB с тем, чтобы вес развивающихся стран в решениях о распределении NAB звучал ярче, чтобы позиция этих стран учитывалась в большей степени, нежели это происходит сейчас, без пересмотра квот", – отметил он.

Лидеры G20 в Сеуле в 2010 году договорились о пересмотре квот в МВФ в пользу развивающихся стран. При этом предполагалось к январю 2013 года разработать новую формулу распределения квот, а к январю 2014 года провести 15-й пересмотр квот. Однако сделать это без ратификации большинством стран-членов МВФ 14-го пересмотра квот, которая должна была быть завершена еще в 2012 году, невозможно.

В результате 14-го пересмотра квот их общий размер будет увеличен вдвое – с 238,4 млрд SDR до 476,8 млрд SDR, кроме того, более 6% квот будет перераспределено от развитых стран развивающимся. В итоге Китай станет третьим по размеру квоты государством – членом МВФ, а Бразилия, Индия, Китай и Россия войдут в число 10 крупнейших акционеров фонда.

До сих пор этот пересмотр квот не ратифицировали США, которые имеют квоту SDR 17,69% и 16,75% голосов, что обеспечивает им право вето в отношении ключевых решений фонда, требующих принятия большинством в 85% голосов.

УКРАИНСКИЕ МОТИВЫ

Хотя ситуация в Украине, по словам участников встречи финансовой "двадцатки", на заседании не обсуждалась, она нашла отражение в коммюнике, а также стала едва ли не главным предметом обсуждения на двусторонних встречах министра финансов РФ Антона Силуанова с коллегами Вольфгангом Шойбле и Джейкобом Лью.

"Мы следим за экономической ситуацией на Украине, обращая внимание на любые риски для экономической и финансовой стабильности. Мы приветствуем недавнюю работу МВФ с Украиной, поскольку власти заявили о намерении предпринимать ключевые реформы", – отмечается в документе.

По мнению глав основных финансовых ведомств стран G20, ситуация в Украине и попытки ее преодоления "подчеркивают важную роль МВФ в разрешении кризисов, угрожающих мировой финансовой системе".

Дж.Лью и А.Силуанов, по словам последнего, обменялись мнениями по возможному объявлению дополнительных санкций в отношении РФ в связи с Украиной, но остались "при своих позициях".

"С американским коллегой был разговор, что в случае эскалации ситуации в Украине могут быть введены дополнительные санкции в отношении России. Со своей стороны я сказал о том, что любые санкции противоречат задачам, которые мы рассматриваем, в том числе, в рамках "двадцатки", – сказал российский министр. Он пояснил, что введение каких-либо санкций в торговле или в финансовой сфере в отношении России, угрожает исполнению поставленной "двадцаткой" в феврале в Сиднее задачи ускорить рост мировой экономики на 2% за пять лет.

"Любые ограничения в торговле – это минус в нашем инструментарии для достижения роста. Считаем, что увеличение санкций будет контрпродуктивно для всех стран, как с развивающимися, так и с развитыми рынками", – подчеркнул он. Отметил министр и появление напряжения в общении со своим американским коллегой, "вызванное осложнением ситуации, введением санкций в отношении российских граждан и компаний". "Это чувствовалось", – заметил А.Силуанов.

Также на встречах обсуждались вопросы поддержки Украины со стороны западных стран и условия, при которых Россия готова предоставить очередную финансовую помощь своему соседу. По словам А.Силуанова, помимо $3 млрд, которые, как ожидается, может предоставить Украине МВФ, страна может получить еще столько же от ряда западных стран. Конкретных решений об этом пока нет, но на уровне экспертов такая возможность обсуждается, сказал он.

Позже член Еврокомиссии по энергетике Гюнтер Эттингер заявил, что, в частности, Евросоюз рассматривает возможности оказания финансовой помощи Украине для погашения газовых долгов Киева перед Москвой.

Москва же готова протянуть руку финансовой помощи Украине, которая, в частности, попросила РФ выкупить второй транш своих евробондов на $3 млрд, при выполнении страной четырех условий: конституционная реформа, легитимные выборы президента и формирование правительства, легитимизация ситуации вокруг Крыма и урегулирование вопросов напряженности в восточных территориях Украины. Эту позицию А.Силуанов донес до своих коллег. При этом он отметил, что под помощью России понимается не только возможный выкуп евробондов Украины, но и решение газового вопроса.

РФ в конце прошлого года одобрила пакет финансовой помощи Украине на сумму $15 млрд, однако успела перечислить лишь $3 млрд, получив взамен суверенные евробонды. Незадолго до перечисления второго транша политический кризис на Украине перешел в фазу открытого противостояния, которое закончилось сменой власти. После этого Россия отказалась и от субсидирования украинской экономики посредством предоставления скидки на газ. В целом, по оценке российских властей, РФ представила Украине за четыре последних года $35,4 млрд.

Тема поставок российского газа в Украину стала центральной на встрече А.Силуанова и В.Шойбле. По словам российского министра, В.Шойбле высказал обеспокоенность высокой ценой на газ, по которой "Газпром" поставляет газ Украине с 1 апреля. А.Силуанов же отметил, что срок действия скидок на газ для Украины истек, поэтому страна должна платить по новой цене, однако не платит не по цене с учетом скидок, не по контрактной. Он подчеркнул, что нежелание Украины возвращать долги за газовые поставки подталкивает Россию к переходу на авансирование.

"Было странно слышать заявление министра финансов Украины, который сказал, что Украина не планирует рассчитываться по долгам "Нафтогаза" перед "Газпромом". Это не по-партнерски, мы считаем, что если Украина будет так действовать, то у нас есть все основания осуществлять норму соглашения 2009 года, которая предусматривает поставку российского газа Украине на условиях предоплаты", – сказал он на встрече с В. Шойбле.

Заявления В.Шойбле и Д.Лью по итогам встречи с российским министром были довольно жесткими. Так, В.Шойбле обвинил Россию в "имперских амбициях", что противоречит стремлению к глобализации мировой экономики. Он отметил, что Россия скатывается в отношениях со странами к "образцу прошлого века" и "не может представить развивающимся странам привлекательную модель (развития – прим. ИФ)", в то время как Европа и США, по его словам, "выглядят конкурентоспособными и привлекательными на мировой арене".

Он также высказал уверенность, что украинский кризис поможет укрепить трансатлантические связи и переоценить общие интересы с США.

Дж.Лью заявил о сохранении мнения США о том, что Россия должна "заплатить высокую цену" за Крым, а также о готовности к новым санкциям в случае "действий по эскалации ситуации на Украине".

Американский министр также отметил, что он "обратил внимание (А.Силуанова – ИФ) на то, что в "большой семерке" существует прочное единство в вопросе усиления санкций".

Все материалы, размещенные на «Компаньон-Онлайн» со ссылкой на «Интерфакс-Украина» не подлежат перепечатке, копированию или воспроизведению в любом виде без письменного согласия «Интерфакс-Украина».

Exit mobile version