В трактате XII в. «Дверь, ведущая в Знание», автором которого является тибетский йогин Соднам Цзэмо, приводится интересная классификация типов людей. Над этим текстом я работал несколько месяцев, переводя с английского на русский, потом с русского на понятный. Поэтому, как говорится: мудрость – из оригинала, а неточности принадлежат мне.
Первый тип – «рефлекторные» (в обществе их примерно 25%) – незамысловатые исполнители с простой системой ценностей, обеспечивающей выживание.
Второй – «дети, привязанные к радостям своей жизни» (45%) – ищущие радостей, готовые для этого на все, что только можно сделать, не задумываясь о нравственности средств.
Третий – «иллюзорные вершители судеб» (15%), занятые поиском вечной силы и славы для удовлетворения своего честолюбия в постоянно изменяющемся мире. И это движет всеми действиями в их жизни.
Четвертый – «взрослые» (8%), они хотят жить в реальности и имеют стратегическое мышление, но, используя не системные, а интуитивные методы деятельности, могут допускать стратегические ошибки.
Пятый тип – «мудрецы» (2%) стремящиеся к знанию многомерной реальности на основе системного знания.
Эта типизация может быть использована для более адекватного восприятия окружающих, понимания их поведения и предвосхищения действий. Рассмотрим данные типы подробнее.
Рефлекторные типы
Не желающие ничего, кроме удовлетворения базовых инстинктов прямо сейчас и без особых усилий. Это выглядит так: поесть, выпить и заснуть настолько, насколько возможно.
Во-первых, мышление на уровне животных инстинктов и рефлексов тела. Процесс мышления у них неразвит со всеми вытекающими из этого последствиями, одно из которых – они руководствуются импульсивными эмоциями. Во-вторых, планомерная сознательная сколь ни будь сложная деятельность для них затруднена.
Имея наивный ум, они некритичны, легко верят в простые решения и идеи. Живут в ожидании чуда и готовы идти за вожаком, который пообещает им это чудо.
Таких много в депрессивных селах, на окраинах городов. Они легко относятся к семейным отношениям и социальным связям, поскольку не ценят и не умеют их поддерживать. Их Я не сформировано и не испытывает потребности в связях с «другими». Сбиваются вместе только из-за страха – для защиты от врага или из-за жадности – для воровства и разбоя. Им можно дать в руки хоть колья, хоть автоматы, но главное – показать, где враг, и они пойдут убивать, не сомневаясь и не испытывая угрызений совести. Но так же легко они и разбегутся, увидев реальную угрозу или обнаружив более легкий источник насыщения.
Дети, привязанные к радостям своей жизни
Привязаны к бытию: ориентированы на материальные блага и приятные чувства, удовольствия. Живут для того, чтобы иметь их больше, чем другие, утверждая в этом чувство собственной значимости и свое Я. Постоянно сравнивают себя с другими, поэтому зависть и ревность – их движущие мотивы. Будучи в своем простом мышлении ориентированными на понятный материальный план, они не понимают ценности саморазвития и враждебно настроены к пути освобождения.
Для них сила (в широком смысле, в том числе подлость, интриги и проч.), с помощью которой можно быстро овладеть желаемым материальным достатком, – единственный уважаемый ими аргумент. Об этом типе говорят: «для достижения желаемого все средства хороши»; «цель оправдывает средства»; «победителей не судят». Деятельны и активны, агрессивны и безнравственны.
Доминируют образное, локальное мышление, поэтому горизонт планирования короткий. Интересуют быстрые, краткосрочные результаты. Они не способны к сложной деятельности, хотя могут проявлять чудеса изворотливости и изобретательности. Семья – как продолжение меня, способ самоутверждения себя в мире.
Энергичность и безнравственность могут позволить таким людям добиваться поставленных целей в краткосрочном периоде. Могут быть результативными исполнителями.
Они очень действенны и активны. Будут бороться за правду, как они ее понимают, но при этом понимание правды у них очень простое: «кто не за нас – тот против нас». Такие люди очень легко превращаются в фанатиков, бездумно и бесстрашно бросающихсяся в бой.
У них все самое большое и лучшее из того несложного, что они могут представить в своем окружении: машины, дома, перстни, картины… Они предпочтут жить в кредит в заложенной квартире, но ездить на «мерседесе», наслаждаясь своим представлением о том, что все им завидуют, или силой взять себе самое лучшее, пусть с риском для перспективы. Но будущее для них – это слишком далеко, важно, чтобы лучшее было сейчас. По причине простого ума они думают короткими периодами и живут сильными желаниями. Им несвойственны сложные нравственные размышления.
Они не будут сдаваться, а всеми силами станут цепляться за образ себя властителя и покорителя, сильного человека. Скорее согласятся умереть, нежели признать поражение. «Один раз живем, – говорят они, – поэтому надо все успеть». Гребут под себя, не останавливаясь, отбирая у тех, кто слабее. Таковы, например, Виктор Янукович и наемники всех мастей. Из этого типа получаются различные активисты, тираны и руководители автократических режимов, главы корпораций с жестким менеджментом.
Иллюзорные вершители судеб
Привязанные к этой жизни, ее материальным благам, но не имеющие враждебности к развитию. И хоть они не проявляют большого интереса к саморазвитию, однако агрессивно не отвергают такие методы. Они не видят связи между раскрытием своего потенциала и изменением качества жизни. Да и само понятие «качество жизни» для них наполнено материальным содержанием, хотя там уже есть место для отношений, спокойствия, будущего… Эти люди заботятся о спокойной и обеспеченной старости. Они стараются не нарушать юридические законы, но не очень понимают и ценят законы нравственные. Осторожны и расчетливы, просчитывают последствия своих действий и предпочитают не совершать поступков с непредсказуемыми последствиями. Поддерживают родственников, чтут традиции. Могут жертвовать на благотворительность, быть меценатами.
Мышление уже более сложное, так как обязательно учитывает среднесрочную перспективу. Локальность сознания расширяется, включая близких и советников, подбирающихся не по профессионализму, а по уровню преданности и готовности услужить. Они могут произносить слова о команде, взаимодействии, а также призывать к ответственности и поддержке. Такие люди справляются с достаточно сложными задачами, требующими ориентации на перспективу.
Они становятся успешными бизнесменами, политиками, заполняя собой телевизоры, журналы, охотно становясь публичными. Простодушно, но искренне считают себя делателями истории. Имеют претензию на управление процессами как локальных, так и глобальных масштабов. Обуреваемые честолюбием, они будут стремиться быть на виду любой ценой, которая не угрожает сейчас их будущему. Могут производить масштабные дела, «заваривать кашу», но для своей славы и чаще всего – плохо продуманно.
Путин – из этой обоймы.
Взрослые
Эти люди хотят освободиться от проблем жизни, но не имеют для этого надежного метода. Сложность мышления уже такова, что позволяет в центре внимания держать не только личное Я и ближайшее окружение, но и других. Как следствие, они понимают, что являются частью чего-то большего: рода, народа, нации. Появляется понимание чести, которую необходимо поддерживать. Часто именно это становится ценностью и определяет правила такого поведения, которое не опозорит не только их, но и их род, и страну.
Моральные и нравственные ценности становятся значимыми. Появляется интерес к нелокальным формам мышления и развития. Такие люди могут вести общественную деятельность, но не столько с целью рекламы самого себя, сколько для решения проблем общества.
Все более ясным делается понимание того, что в могилу с собой ничего из накопленного не заберешь, поэтому привязанность к материальным ценностям невелика.
Мышление у таких людей стратегическое, масштабное: наш род, наша нация. Не полностью, но понимают взаимозависимое существование. Они вполне готовы решать сложные вопросы. Оперируют задачами большого масштаба, не претендуя на видимую власть, публичность. Заботятся о глобальном развитии, в том виде, как его понимают. Часто создают свои системы развития и добиваются больших успехов, демонстрируя выдающиеся способности. Не любят быть на виду. Это реформаторы, добивающиеся выдающихся результатов. Те самые лидеры «пятого уровня» (по классификации Джима Коллинза).
Таким был, например, Вацлав Гавел.
Мудрецы
Желающие освободиться от бытия и имеющие надежный, проверенный метод. Эти люди ясно и глубоко понимают взаимозависимость. Нелокальное сознание и мышление развернуто полностью, поэтому они заботятся о сохранении и развитии рода человеческого. Не привязаны к национальным, культурным и религиозным границам. Свободно себя чувствуют в разных культурах, уважая их различия и понимая сущностное единство.
Имеют выверенную практику развития нелокального мышления и следуют ей. Особенность этой практики: выводить за границы ментальных описаний и различий, прямо приводя к естественному постижению реальности. Это позволяет видеть и предвидеть ход развития событий.
Они координируют потоки событий разных миров и мерностей. Без приглашения и без нужды не вмешиваются в ход событий. Если обычные люди довольствуются книжным знанием, то мудреца отличает непосредственное восприятие того, что есть на самом деле.
Описание людей пятого типа у меня получилось небольшое. Дело в том, что «мудрец» – это особая категория. Но главное сказано.
Необходимо изменить систему
Из анализа этой типизации понятно, что украинская бюрократия – в подавляющем своем большинстве – представители второго и третьего типов. При этом в бюрократической машине представители третьего типа, как правило, занимают руководящие посты и активно борются за них между собой, тратя на это уйму внимания, сил и времени. «Дети, привязанные к радостям своей жизни» обычно являются исполнителями, ходящими на постылую службу, кряхтя и жалуясь на жизнь и радостно покидая ее в тот миг, когда часы покажут заветное время.
Что может сделать государство, которым управляет такая бюрократия? Оно меньше всего озабочено благосостоянием граждан и не будет думать о последствиях такого бездумья. Центром внимания данного управленческого аппарата будут личные корыстные интересы и борьба за них, поэтому решения окажутся запоздалыми и неадекватными.
Тщеславие, жажда признания, локальное мышление, страх недоукрасть заставляют бюрократов громко и пафосно произносить правильные банальные слова о процветании, стабильности и развитии. Делается же при этом – тихо и без посторонних – совершенно противоположное: то, что выгодно для себя. А мы это видим как невыполнение обещаний, игнорирование наших интересов и вопиющую несправедливость.
Необходимо изменить систему. Что это значит? Привести к власти людей четвертого типа. Хотелось бы пятого, но их присутствие в политике скорее исключение, нежели правило, они предпочитают быть советниками и консультантами.
Только «взрослые» люди заставят государственную машину работать по-новому, с новым смыслом и новой мотивацией: для общества и людей. Это будет реальная передача власти от бюрократии к обществу. Только в этом случае есть шанс реальных изменений.
Нет надежды на то, что если поменять лица «иллюзорных вершителей судеб», то что-то принципиально изменится. У данного типа людей одинаковая мотивация. Разными могут быть слова. С этой точки зрения парламентские партии – регионалы, коммунисты, «Батьківщина», «Свобода», «Удар» – это партии из людей второго и третьего типов. А украинский топ-политикум, естественно, в основном люди третьего типа: Тимошенко, Турчинов, Тягнибок, Тигипко, Ефремов, Кличко…
И нет смысла спорить о том, кто из них лучше, все они из одного теста. Нет среди них скромного драматурга Вацлава Гавела и электрика Леха Валенсы. А таких стоит искать! Искать лидеров четвертого типа – скромных и ненавязчивых. Это задача общества: сформировать спрос не на горлопанов-популистов, а на ответственных реформаторов, умеющих прежде всего слушать, а потом говорить.