Безусловно, вина большинства компаний и бизнесменов пассивная, они молча страдали от творимого, при этом недоплачивая налоги и выплачивая «конвертные» зарплаты. Однако были и те, кто успешно использовал существовавшие порядки для получения выгоды за счет других и воровства бюджетных средств.
Сейчас делаются попытки изменить политическую надстройку в стране. Но нужно отдавать себе отчет в том, что в контексте перемен в бизнес-среде выборы нового президента и депутатов Верховной Рады – задача крайне необходимая, но далеко не достаточная. Какими бы идеальными ни были президент и принимаемые Радой законы, противостоять им будут развращенная и неумелая бюрократия, коррумпированные суды и вороватые региональные и местные царьки. Практически никто из них материально не заинтересован работать по понятным и честным правилам, а уповать только на их гражданскую сознательность – утопия. Основная же часть бизнеса именно материально заинтересована в работе в таких условиях. Более того, эти люди ментально готовы платить налоги и «белые» зарплаты, не использовать силовые структуры в конкурентной борьбе и т. п.
Однако заинтересованности и готовности мало, нужно действовать, то есть в той или иной форме работать (содействовать, бороться, помогать) ради появления в жизни желаемого. Это общий принцип, по-другому никогда и нигде не бывает. Иными словами, в нынешней ситуации велика роль корпоративной социальной ответственности (КСО) бизнеса в самом широком ее понимании. Такая ответственность по-настоящему проявляется в неравнодушии к тому, как обстоят дела в обществе, в котором бизнес является лишь одной из составляющих. Ведь любой человек – бизнесмен, менеджер, милиционер или учитель – в первую очередь член общества. Это звучит возвышенно, но так оно и есть: мы сами во многом делаем жизнь такой, какой видим ее вокруг себя.
Но призывы к ответственности не могут обращаться только к бизнесу. Не менее социально ответственными должны быть и власть, и само общество. В Украине гражданское общество и традиции самоорганизации пока только формируются. Поэтому бизнес и власть (если она хочет работать не только на сегодняшний день) должны способствовать вовлечению различных категорий граждан в решение общих проблем. Причем наиболее действенным будет подход развития местного вовлечения на уровне регионов. А уже на нем как на фундаменте сформируется ответственное отношение общества к национальному бизнесу и государству как институту.
«Отношение украинского бизнеса к социальным проектам существенно изменилось»
Виктория Гриб, руководитель департамента по социальному развитию ДТЭК:
– Взаимодействие бизнеса и общества становится особенно актуальным во времена экономических и политических кризисов. Это то, что способно объединить людей разных политических взглядов: желание жить в развивающейся стабильной стране. Социальные проекты – именно то, что вытягивает в это время и сам бизнес, и маленькие города, где он работает. Даже в относительно стабильное время таким городам не хватает ни бюджета на развитие, ни возможностей для привлечения финансирования со стороны. Бизнес, понимающий свою социальную роль, может дать жителям городов ощущение надежности, снизить общественное напряжение и тем самым упрочить собственные позиции.
За несколько последних лет отношение украинского бизнеса к социальным проектам существенно изменилось. Еще три-четыре года назад грань между благотворительностью и КСО была довольно размытой. Сейчас можно констатировать наметившийся переход от КСО к проектам устойчивого развития, от социальной работы к построению взаимопонимания и доверия.
На смену разовым проектам пришли системные долгосрочные программы, направленные на развитие, образование, создание среды для инвестиций. Формируются проекты развития, бывшие раньше уделом зарубежных фондов и грантовых организаций.
Одним из примеров того, как можно системно решать проблемы регионов, являются агентства местного экономического развития, созданные в городах, где работают наши предприятия. Они помогают прежде всего развитию бизнес-среды, привлечению внешних инвестиций в города. Это означает и создание дополнительных рабочих мест, и появление новых плательщиков налогов в местные бюджеты, и развитие социальной инфраструктуры. Для градообразующего бизнеса это помогает развивать подрядчиков, повышать платежеспособность клиентов, улучшать качество жизни сотрудников. Важно, что агентства работают как независимые организации, а значит могут привлекать софинансирование в социальные проекты, что повышает их эффективность.
Крупные компании могут развивать города, развивая контрагентов. Поставщиками и подрядчиками бизнеса могут быть местные предприятия. Иногда у них не хватает квалификации или возможностей, но в том и другом можно помочь в обмен на взаимные обязательства, например, по созданию новых рабочих мест. Консультации для малого и среднего бизнеса, особая программа работы с местными производителями и сервисными фирмами, помощь в получении кредитования – все это способствует развитию бизнес-среды, а следовательно, повышению благосостояния жителей городов.
Работая над социальными программами в городах, необходимо не просто выделять финансирование, а как можно глубже вникать в реальные проблемы территорий и их жителей.
Бизнесу приходится идти «в поля», взаимодействовать с сообществами напрямую, внимательно слушать. Важно дать возможность общественным организациям, лидерам мнений, местным экспертам и жителям городов участвовать в выборе и реализации социальных проектов, а также в контроле их осуществления.
В итоге целью всех проектов в области КСО становится именно повышение качества жизни через сотрудничество бизнеса, общества и власти. Без понимания и объединения усилий устойчивое развитие невозможно. Бизнес без общества, как и общество без бизнеса развиваться не может. Последние события в Украине показали, что социальное недовольство, низкий уровень доверия людей к государству и бизнесу – кризис доверия – очень быстро и болезненно отражается на экономике в целом и каждом бизнесе в отдельности. Мы на себе почувствовали, как социальные проекты компании помогли нам достичь взаимопонимания с людьми в разных регионах.
Именно поэтому в период экономического кризиса ДТЭК определил для себя три ключевых приоритета, на которых сконцентрировано его основное внимание. Первый – сотрудники: 140 тыс. человек, за которых ДТЭК при любых обстоятельствах несет ответственность и в первую очередь обеспечивает им полные и своевременные выплаты заработных плат. Второй приоритет – отрасль: нам необходимо поддерживать эффективную работу отрасли и искать возможности развития нашего бизнеса. Третий – государство и общество: в сложное время именно бизнес должен подставить плечо экономике своей страны. В 2014 г. мы намерены сохранить стопроцентный объем инвестиций в социальные программы. На проекты в рамках трехлетних стратегий социального партнерства в минувшем году было потрачено 130,8 млн. грн., почти столько же планируется потратить и в нынешнем.
Но одних только инвестиций бизнеса мало. Для развития страны необходима совместная работа бизнеса, власти и общества. Последние события научили всех нас слушать и слышать друг друга. И если мы продолжим работать, используя принципы партнерства, то это приведет Украину к процветанию.
Использовать третий уровень возможностей
Игорь Подгорный, бизнес-консультант:
– Чем сейчас бизнес может помочь своим регионам и Украине в целом? Сразу оговорюсь, что лично я не верю в ум украинской бюрократии. Пока встречал умных на государственной службе людей только в виде исключений, о чем всегда честно говорил, вызывая критические замечания от коллег-консультантов, их обучавших. Не верю я в творчество бюрократии – она не для того живет. Но вижу развивающее начало в бизнесе. Разумеется, не в каждом, а лишь в настоящем, созидающем, которого меньшинство. Например, в небольшом областном центре Чернигове есть местный гипермаркет строительных материалов. И пару лет назад все предрекали ему смерть с приходом монструозного «Эпицентра». В результате проведенных преобразований гипермаркет не только не потерял в продажах, но и нарастил их. У настоящего бизнеса есть три уровня возможностей. Два из них более или менее привычны и понятны, так что о них коротко, а о третьем – более детально.
Первый – уровень конкретных форм: сохранять товарные потоки, организовывать и поддерживать производство, не допускать отсутствия товаров. Второй – уровень действия: платить налоги, помогать решать актуальные вопросы, не сворачивать, а развивать бизнес, вовлекать людей, обучать их. Третий – уровень ценностей, наименее привычный, если говорить о бизнесе.
Речь, конечно же, пойдет об успешном бизнесе. Во-первых, о настоящем, а не нежизнеспособном бизнесе, который может существовать только под крылом семьи бывшего недогаранта.
Во-вторых, об успешном бизнесе, умеющем находить непростые решения. Успешный бизнес – это сплав стратегического предвидения, дефицитов/возможностей и эффективного действия.
Большинство людей хоть в бизнесе, хоть на государственной службе привыкли плыть по течению, жить и действовать в понятных условиях по заданным правилам. Поэтому если изменяется течение, меняются привычные правила, растет неопределенность, то такие люди теряются и не знают, что делать. Так теряются большинство детей, которым необходимо из детсада перейти в школу: как оно там будет? Неизвестное страшит… По этой причине потеря привычных рынков, например, России, Беларуси, воспринимается как непоправимая катастрофа космических масштабов.
Успешный бизнес знает и активно использует такие ценности, как: не бояться, готовность к переменам, навык быть успешным, динамичность, прогностические способности и нелокальное мышление, стратегическое видение, понимание окружающих, эффективное действие. На основании этих ценностей он строит и активно применяет модели поведения.
Успехи в любом деле определяются следованием не столько схемам из книг, сколько известному и проверенному, что позволяет не ошибаться, но не дает возможности добиться успеха, ведь ты – просто один из многих, кто живет по книжной схеме. Это как спасательный жилет, который не дает человеку утонуть, но никогда не сделает его пловцом.
Умение импровизировать и находить новые решения в условиях заданного ритма – это дорога к обретению конкурентного преимущества и достижению побед на рынке. Хоть на коммерческом, хоть на партийном. На индивидуальном или коллективном уровне; в региональном либо государственном масштабе.
А в эпоху перемен, когда рушатся казавшиеся незыблемыми устои типа веры в «братскую и бескорыстную» любовь России к Украине, нам всем нужны ценности и модели поведения, которые позволят каждому из нас и всей стране в целом быть успешными.