Site icon Companion UA

Сделано, как для себя

Авторы бизнес-бест­селлера «Rework» и основатели компании 37signals Джейсон Фрайд и Дэвид Хеннсон логично заметили: самый простой способ создать первоклассный продукт или услугу – сделать что-то такое, что вам самим хотелось бы использовать. «Чешите там, где у вас зудит», – советуют они. Кристина Нгуен так и поступила, открыв свой онлайн-сервис аренды вечерних и коктейльных дизайнерских платьев (ни одно слово здесь не является лишним) Rent A Brand.

Однако мы говорили с ней не столько о новой рыночной нише, спустя год после старта компании пополнившейся еще несколькими конкурентами, сколько о мотивации современного молодого бизнесмена, который, кроме прочего, создает картины, пишет книги, танцует танго и, пожалуй, никогда не тяготился выбором между пресловутой «свободой творчества» и необходимостью зарабатывать деньги. 

Как вам такое утверждение: лучший бизнес – это услуга, которую ты делаешь  для себя? 

Такой бизнес, по моему мнению, более честный. Мне точно не хотелось делать какой-то очередной шоу-рум или магазин. Было желание сделать что-то новое. У нас в Украине еще очень мало сервисов, стремящихся улучшать и облегчать жизнь людей.

Три года назад, заканчивая программу MBA в венском университете IMADEC, я была увлечена идеей тайм-менеджмента и вообще сбережением личных ресурсов. Начала с того, что стерла ненужные контакты с телефона, избавилась от лишних вещей и принялась оптимизировать свою жизнь. Относительно гардероба решила, что у меня будет, условно говоря, четыре пары джинсов, пять футболок, ну и еще несколько базовых вещей, необходимых для жизни, и все это должно уместиться в один чемодан – для девушки это своего рода  героизм, а вечерние платья решила вообще не покупать. В Австрии я их арендовала для определенной ситуации, а когда вернулась в Киев, то такой услуги не обнаружила. Были какие-то свадебные  сервисы, сдававшие еще и вечерние платья, но все они казались мне угрюмыми, старыми, наводящими тоску. И тогда я подумала, что было бы неплохо сделать онлайн-сервис, которым пользовалась бы сама и мои подруги. 

Который облегчал бы жизнь людей?

Любой девушке понятен его смысл, а вот мужчине вряд ли (улыбается). Но действительно речь здесь идет об оптимизации времени, денег и усилий. Кто-то из девушек просто не имеет денег на то, чтобы купить себе хорошее дизайнерское платье за $300-600 (это средняя стоимость). Кто-то имеет средства, но не считает целесообразным их тратить. Но и те и другие экономят огромное количество времени. Мы предлагаем выбор платьев на сайте, привозим их домой для примерки в любое время суток, бесплатно доставляем для аренды и затем забираем обратно, занимаемся химчисткой. 

Так просто?

Знаете, кажется, что идея лежит на поверхности, когда тебе о ней расскажут. Но на самом деле в Киеве мы стали пионерами в данном направлении. Поначалу нам не была понятна бизнес-схема. Отсутствовал и местный опыт, на который можно было бы опереться, а иностранный мало подходил. Был американский аналог – Rent The Runway, и мы тщательно изучали его. Но у них основная аудитория – школьницы или студентки, которые не могут себе позволить дорогих вечерних нарядов. Ядро наших клиентов сформировали молодые женщины 24-35 лет. Многие из них хорошо зарабатывают, но не видят ничего необычного в том, чтобы арендовать вещи, а не покупать. Но, начиная проект, я не знала, кто станет нашими клиентками и как все пойдет, поэтому очень тихо зашла в эту «воду». Первые месяцы были определяющими: если бы у нас было слишком мало заказов, это означало бы, что мы что-то делаем неправильно или опередили рынок.

Но у вас все получилось, и конкуренты появились довольно быстро. Что вы о них думаете?

Объективно, конкуренты – это хорошо. Особенно в нашем случае, когда мы появились на новом рынке. Первые две недели, например, мы то и дело объясняли по телефону, чем вообще занимаемся. Не все были готовы к новой услуге. И компания-конкурент, появившаяся буквально через пару месяцев и также вложившаяся в маркетинг, как раз помогла нам в формировании нового рынка, за что мы ей очень благодарны.

У вас был стартовый капитал…

Небольшой – $40 тыс. (часть средств – мои, а 40% внес партнер), из которых около $30 тыс. мы вложили в платья. На маркетинг и рекламу особо не тратились. Поскольку это онлайн-проект, решили продвигать его исключительно в Сети. И так как я неплохо разбираюсь в интернет-продвижении, взяла наши рекламные кампании на себя. Но маркетинговый бюджет на старте был небольшим. Мне важно было сначала сделать сервис, который реально соответствовал бы европейским стандартам, и только потом рекламировать наш продукт. В свое время меня вдохновила история о сервисе, доставляющем счастье – Zappos.com (интернет-магазин обуви, создатель которого Тони Шей написал книгу «Доставляя счастье». – Прим. ред.). Так и мы решили: сначала построим полноценный сервис по доставке женского счастья, а затем уже будем выделять бюджет на рекламу.

А какой слоган вы придумали своей компании? 

Кстати, целых два: «Каждая история начинается с платья» и «Наши платья приносят удачу». Чтобы так происходило, платье действительно должно быть подобрано идеально, а клиентка должна доверять нашей сотруднице, как своей лучшей подруге. Знаете, это очень большая проблема – найти правильных людей. Самая сильная головная боль. Я достаточно много времени провела в Штатах. И хотя не хотела бы в этой стране жить, у меня вызывает огромное уважение мотивированность людей, работающих там в сфере услуг. Они с такой радостью и драйвом делают свою работу! Я не раз говорила себе: «Боже, я хочу, чтобы такой человек трудился у меня.

Почему там они есть, а здесь так трудно их найти?». Мне нужны люди, которым было бы интересно расти вместе с проектом, которые искренне желали бы что-то улучшить. И когда находишь такого человека, понимаешь: произошло чудо. 

Что происходило с вашим бизнесом во время Майдана? 

Практически все рынки очень просели (ну, кроме фармацевтов, торговцев военной одеждой и обувью, рациями, карематами и проч.), и мы не исключение. В феврале наполовину закрылись, создав из своих сотрудников мобильную бригаду, которая помогала на Майдане. Позже вместе с организацией «Руки помощи» помогали сотням самообороны, раненым в больницах, семьям тех, кто погиб. Честно говоря, заниматься бизнесом настроения не было. Вообще не до платьев было. 

Но жизнь когда-нибудь наладится, и вам нужно решить, чем вы будете заниматься дальше. Рынок, открытый вашей компанией в Киеве, уже достиг своих пределов?

Скажем так, со временем на нем может стать достаточно тесно. И все же за этот год мой бизнес показал, что вполне жизнеспособен, так что планирую его развивать, идти на более крупные рынки, например, в Гонконг.

Почему именно туда?

Это одно из моих самых любимых мест на земле. У нас с Гонконгом симпатия на генетическом уровне. У меня же есть и азиатские корни, и европейские (моя мама – украинка с польскими корнями, а папа из Сайгона). В этом городе смешались две культуры: британская колониальная и типично азиатская. Там мне очень комфортно. Приезжая туда раньше, всякий раз прикидывала, какую бы историю мне придумать, чтобы можно было здесь поселиться и пожить некоторое время. Ну вот теперь есть история. К тому же рынок там намного интереснее, и покупательная способность ощутимо выше. В общем, думаю, что стоит рискнуть. Я, кстати, планировала запускаться там еще в конце зимы, но из-за событий в нашей стране решила повременить. 

Вы и в Киеве бизнес начали в каком-то порыве, как мне показалось. 
Он не был 100 раз продуман, это правда. Но мне кажется, очень важно реализовывать идеи вовремя. Если слишком увлечься расчетами, можно испугаться сделать первый шаг. Чем дальше, тем больше ты находишь причин, чтобы от него отказаться. Верю: непосильных задач Бог не дает. Если чего-то очень хочется, надо пробовать. Всего не просчитаешь, а ошибки исправить можно и в процессе.

Бизнес – это личность

Кристина Нгуен, основательница онлайн-сервиса Rent A Brand.

Отец – инженер-экономист из Вьетнама, приехавший в Украину учиться во времена СССР.

Мать – кандидат наук, преподает психологию в университете. 

Сферы самореализации: пишет книги, создает картины (основные продажи за рубежом), танцует танго. 

Любимая фраза: «Я никогда не стоял, когда можно было сидеть, и никогда не сидел, когда можно было лежать» (приписывается У. Черчиллю).

Неиспользованный ресурс – терпение: «Наверное, у каждого в жизни какое-то свое испытание. У меня, видимо, испытание на терпение».

Ее бизнес начал работать в январе 2013 г. Сначала клиенты могли выбирать из 50 платьев. 

Сегодня коллекция компании насчитывает около 500 позиций, самые популярные из которых представлены в трех-четырех размерах. Одно платье выдерживает пять-десять аренд, а затем идет на распродажу. 

В марте 2013 г. Rent A Brand стала предлагать также аксессуары: сумочки, украшения. Появилась доставка в другие города: Одессу, Днепропетровск, Харьков, Львов. 

В августе прошлого года компания вышла на операционную безубыточность.

Exit mobile version