Пиво – самый популярный алкогольный напиток в мире, и, вероятно, это одна из причин (разумеется, не единственная) его недооцененности. Поговаривают о существовавшем в XIX в. заговоре виноделов, которым было выгодно, чтобы у пива был имидж «напитка бедняков». Однако сегодня скорее следует говорить о заговоре производителей – промышленных гигантов, которым интереснее заниматься маркетингом, выпуская при этом в принципе однотипные лагеры.
«В мире и сейчас большую часть рынка заполняет именно такое пиво, – говорит пивной сомелье магазина Good Wine Андрей Кисель. – В Украине ситуация такова, что огромные корпорации занимают 95% рынка и у людей нет ни выбора, ни желания открывать для себя что-то новое. Я сравнил бы ее с тем, что было в США в 1970-1980-х».
В Америке начало альтернативного пивоварения отсчитывается с момента, когда Anchor Brewing Company сварила первый американский светлый эль с использованием экспериментального хмеля (это случилось в 1975 г.). Первые независимые пивовары ощущали себя революционерами, не желающими терпеть диктатуру ориентированных на прибыль крупных компаний. «Вольное» пиво, которое они выпускали, стало именоваться крафтовым (от английского слова «craft», которое на русский язык иногда переводят как «кустарное» или «ремесленное», а чаще совсем не переводят).
«Как правило, при этом речь идет о пиве, сделанном на небольших предприятиях из высококачественных ингредиентов и со значительной долей инновационности», – говорит А. Кисель. Как в случае с Anchor Brewing Company, эта инновационность может заключаться, например, в использовании нестандартных сортов хмеля, часть которого добавляется во время процесса дображивания (холодное охмеление) и придает пиву новые ароматы. Независимый пивовар экспериментирует также с различными типами солода. Его пиво может быть горьким, высокоплотным, более алкогольным, что идет вразрез с преобладающими, зачастую навязываемыми трендами. Благодаря этим и другим технологическим ухищрениям крафтовое пиво смогло не только утешить дух бунтующего потребителя, но и стать напитком, достойным пристальных дегустаций.
Больше всего крафтовых пивоваров сейчас в США. Американская ассоциация пивоваров (Brewers Association) в марте прошлого года насчитала 2360 производителей, на долю которых, впрочем, приходится не более 10% общих продаж.
С А. Киселем мы поговорили о европейских брендах. Brew Dog, Brains, De Molen, Baladin – имена более чем известные в среде знатоков, круг которых в наших краях постепенно ширится, несмотря на практически полное отсутствие собственных крафтовых пивоварен («живое пиво», по мнению сомелье, не в счет – слишком неряшливо сделано).
De Molen была основана Менно Оливье в 2004 г. в Нидерландах. Пивоварня располагается в здании старинной ветряной мельницы, имеет множество профессиональных наград и, кроме производства собственных сортов пива, занимается воссозданием напитков по старинным рецептам. Baladin Тео Муси – одна из главных компаний итальянского независимого пивоварения, участники которой, помимо прочего, отличаются использованием экзотических добавок вроде корицы, гвоздики, каштана, арбуза и чесночной крупы.
Самый знаменитый среди упомянутой четверки – шотландский Brew Dog. Его создатели Джеймс Уотт и Мартин Дики прославились своими провокационными рекламными кампаниями, высоким качеством продукции и сортовым разнообразием. В их ассортименте есть и Indian Pale Ale (IPA), и Black IPA, и выдержанные в бочках из-под виски имперские стауты, и эксцентричные экземпляры вроде Tactical Nuclear Penguin крепостью 32%. Один из самых известных продуктов компании – Punk IPA с мощной хмельной горечью и ярким цитрусовым ароматом, традиционным для этого стиля пива.
«SA Gold от Brains из Уэльса – напиток, с которого можно начинать реанимировать свои рецепторы, чтобы в дальнейшем переходить на крафтовое пиво. Оно в меру ароматное и лишь слегка горькое, – рекомендует А. Кисель. – Безусловно, поначалу многим продукция крафтеров кажется экзотикой. Но для думающих любителей пива это уже в порядке вещей».
Brains достаточно крупный производитель, однако подразделение Brains Craft Brewery дает компании пропуск в крафтовую сферу. Вдумчивому потребителю компания предлагает, например, Welsh Whisky IPA, выдержанное в бочках из-под виски, Atlantic White, представляющий собой пшеничный эль в бельгийском стиле с добавлением ароматического американского хмеля, и многое другое.
Punk IPA
Производитель: Brew Dog (Шотландия).
Алкоголь: 5,6%.
Стоимость: 25 грн.
Atlantic White
Производитель: Brains (Уэльс).
Алкоголь: 6%.
Стоимость: 27 грн.