Site icon Companion UA

Какие экономические последствия могут ожидать украинский бизнес в случае возможного нагнетания политического противостояния?

По мнению экспертов, опрошенных «&», украинский бизнес все еще очень зависим от государственной власти и весьма чутко реагирует на нестабильность в законодательной, политической, банковской сферах. И в случае политической нестабильности бизнесмены, в первую очередь инвесторы, занимают выжидательную позицию, а международные контакты страны переходят в режим «замерзания». При этом, чем радикальнее политические последствия тех или иных событий в стране, тем глубже экономический кризис, следующий за этими переменами. В то же время в Украине всегда находятся предприниматели, которым удается извлечь коммерческую выгоду из самого факта политической нестабильности в обществе.

Василий Юрчишин, директор экономических программ Агентства гуманитарных технологий:

– Политическое противостояние, которое сейчас наблюдается, я считаю нездоровым, потому что оппозиция не предлагает никаких реальных рациональных шагов в переустройстве экономики. В основном речь идет о модернизации власти. В данном контексте политическое противостояние не приведет ни к каким изменениям, только будет расшатывать систему, вызывать раздражение и злость оппонентов. Экономические агенты в такой ситуации начинают чувствовать себя неуверенно, падает международный имидж страны, а значит, и речи быть не может об увеличении прямых иностранных инвестиций. Наша же экономика как раз задыхается без международных финансов в узком смысле – без денег, и в более широком – нуждается во включении в международные финансовые институты, международные кооперации, международный менеджмент.

Ростислав Павленко, руководитель департамента политико-правовых исследований Международного института сравнительного анализа:

– От того как станет развиваться политическое противостояние, которое прогнозируют на осень, во многом будет зависеть средняя и долгосрочная перспектива для бизнеса. С одной стороны, перед Верховной Радой стоят важные экономические задачи, которые необходимо решить на следующей сессии: принятие бюджета на 2003 год, принятие Налогового кодекса, вопросы, связанные с дерегуляцией экономики и т. д. Поэтому, если из-за обострения политического противостояния у парламента не будет времени заниматься этими вопросами, то в краткосрочной перспективе такое противостояние негативно отразится на жизни бизнеса и на экономической ситуации вообще.

С другой стороны, политическая эволюция подошла к определенному моменту, когда необходимо принять решение о том, как будет взаимодействовать правительство с парламентом в будущем: будет это коалиционное правительство или видоизмененное чиновничье. Если сформируется коалиционное правительство, его работа с парламентом станет более эффективной, важные экономические вопросы – более продуманными и менее подверженными «дикому» лоббизму. Если же все останется по-прежнему, обострение политической ситуации ограничится эмоциональным демаршем со стороны оппозиции и некоторыми уступками со стороны власти, то можно предсказать, что уже в следующем году пессимистические прогнозы многих аналитиков по поводу начала стагнации могут иметь место.

Владимир Фесенко, эксперт бюро политического консалтинга «Пента»:

– Говорить о влиянии политической ситуации на экономику в наших условиях немного некорректно. Такая зависимость характерна для стран с нормальной демократической системой и развитой рыночной экономикой. Через фондовый рынок и социально-экономическую конъюнктуру политическая и экономическая системы влияют друг на друга. У нас же нет в полном смысле ни демократии, ни рыночной экономики, ни фондового рынка. Поэтому здесь иная связь. Чем в большей мере чей-либо бизнес связан с политикой, с конкретными политическими фигурами, вовлеченными в конфликт, тем больше он оказывается в зоне риска. Для той части украинского бизнеса, которая решила поддержать Виктора Ющенко, настает время выбора. Причем во многих случаях это будет вопрос жизни и смерти конкретного бизнеса. А вот стратегически ситуация зависит от исхода очередного политического кризиса.

Сергей Толстов, директор Института политического анализа и международных исследований:

– Эти акции носят сугубо политический характер, потому что по сути между властью и оппозицией нет существенных политических различий. Оппозиция хочет начать серьезную политическую кампанию, поэтому она может использовать поднятие цен как повод для того, чтобы катализировать общественное недовольство. Что касается последствий для бизнеса, то успешная кампания оппозиции может привести к созданию ситуации неуправляемости и остановке экономического роста. Причем, чем более успешной будет кампания оппозиции, тем более крупными будут разрушения экономики в и так полуразрушенной стране.

Олег Соскин, директор Института трансформации общества:

– Нагнетание политического противостояния несет высокие риски для национальной валюты. Если курс будет поколеблен, это может привести к серьезным финансово-экономическим последствиям, особенно для малого и среднего бизнеса. Как известно, доходная часть бюджета сейчас недовыполняется, и выполнение обязательств Кабмина перед бюджетниками – под угрозой срыва. Если осенью начнется фаза политического противостояния, бизнес как таковой замрет, а это в свою очередь наложится на уже имеющуюся кризисную ситуацию в бюджетном процессе. Экономическими последствиями политической нестабильности может стать и понижение кредитного рейтинга Украины, падение стоимости украинских еврооблигаций на европейском фондовом рынке. Я думаю, что существенно возрастет спекулятивный фактор в экономических отношениях и финансовых операциях, а экономические проекты многих фирм могут оказаться под угрозой срыва.

Дмитрий Выдрин, директор Института европейской интеграции и развития:

– Никаких серьезных последствий от обострения политической ситуации для бизнеса не будет. Украинский бизнес весь и полностью постоянно работает в экстремальных условиях. Либо это условия предвыборные, либо довыборные, либо это смена исполнительной власти.

Поэтому, мне кажется, что украинский бизнес уже научился абстрагироваться и делать свои дела невзирая на форс-мажорные политические обстоятельства. Более того, есть украинские бизнесмены, которые, наоборот, лучше всего себя чувствуют в ситуации политической и экономической нестабильности и умеют делать на этом деньги. Поэтому я не удивлюсь, если некоторые люди экономически заработают на неких политических пертурбациях.

Exit mobile version