Site icon Companion UA

Время менять карты

Ситуация вынуждает банки изменять традиционные подходы к ведению карточного бизнеса, но реагируют они по-разному.


Финансовый кризис заставил многие банки кардинально пересмотреть пути развития карточного бизнеса. Возможно, дальнейшую стратегию его развития поменяют далеко не все, но тактическими преобразованиями займется большинство. В числе преобразованый снижение темпов роста кредитных продуктов, больший акцент на дебетные карты, рост важности максимально эффективного использования систем самообслуживания.

Кредиты станут зарплатными

За последние годы кредитные карты демонстрировали опережающие темпы роста по сравнению с дебетными. Причиной тому было то, что украинский рынок изначально массово стартовал с дебетных продуктов – преимущественно с карточек, выдаваемых в ходе реализации зарплатных проектов. Продажа таких продуктов получила толчок вследствие кредитного бума, который Украина переживала последние пару лет. Немаловажным стало и то, что на отечественном рынке довольно сложно провести границу между дебетной и кредитной картами. По классической схеме они должны сегментироваться по типам продукта. По факту же заметная часть дебетных карт из-за установления по ним кредитных лимитов является кредитными, а кредитные – дебетными. Поэтому для перепрофилирования дебетной карты в кредитную всего то и требовалось, что открыть «зарплатнику» кредитный лимит.

В следующем году банки будут подходить к таким операциям осторожнее. Во-первых, на рынок активно влияет Национальный банк Украины. Его действия и, в частности, ограничение кредитования заставили банки снизить активность эмиссии кредитных карт, а некоторые финучреждения даже «временно заблокировали» кредитные лимиты по уже действующим картам или перевели кредитные линии в режим невозобновляемых. «Объективно снижение доли кредитных карточных продуктов напрямую связано с нормативными ограничениями в кредитовании», – говорит Сергей Головань, начальник управления платежных карт банка «Хрещатик».

Финансисты испытывают дефицит средств и возрастающий уровень рисков по карточному кредитованию. И хотя он заметно ниже, чем в экспресс-кредитовании наличными, тем не менее для банкиров его наличие очевидно. В результате уже сейчас целый ряд банков переориентируют свои кредитные программы на владельцев зарплатных карт, риски по которым заметно ниже. Однако и там они будут действовать осторожнее. «Вероятнее всего, уменьшится активность банков на рынке кредитных карт для внешних клиентов, не имеющих зарплатного счета в банке, поскольку рынок беззалогового кредитования в условиях финансовой нестабильности и отсутствия достоверных сведений о платежеспособности клиента будет очень рисковым, – рассказывает Александр Яблуновский, начальник управления платежных карт «Эрсте Банка». – Кредитные карты, особенно для владельцев зарплатных карт, будут развиваться, но, вероятно, будут снижены суммы установленных кредитных лимитов с пяти-шести зарплат до одной-трех». У банков, не располагающих значительной базой зарплатных проектов, задачи иные: они, скорее всего, будут более активно предлагать кредитные карты, поскольку как ипотечное, так и автокредитование, заметно сократятся. Следовательно, карточное кредитование останется одной из немногих возможностей для заработка. По этой же причине будут работать с данными продуктами и старожилы этого рынка, имеющие наработанную базу проверенных клиентов.

Не менее актуальной станет работа над эффективностью существующих программ, в том числе дебетных. «В текущей ситуации дебетные карты получают все большую популярность, – констатирует Белла Ставчански, глава региона быстрорастущих европейских рынков MasterCard. – Поэтому мы стараемся уделять максимум времени тому, как наиболее эффективно работать с дебетными продуктами. В настоящий момент они будут очень важны для наших банков, и мы хотим удостовериться, что, во-первых, сами банки хорошо понимают, как пользоваться данным продуктом, и во-вторых, клиенты знают, что можно сделать с этой картой». Также на основе дебетных продуктов в следующем году как альтернатива срочным вкладам будут развиваться сберегательные карты, получившие импульс в нынешнем году. «Текущие предложения банков уже переориентируются на создание привлекательных для клиентов карточных продуктов с повышенной ставкой на остаток. Это связано с настороженным отношением населения к срочным вкладам в свете моратория на досрочное расторжение договоров, – поясняет Сергей Головань. – Несколько уступающие в доходности срочным вкладам сберегательные карточные продукты становятся все более популярными среди клиентов за счет осознания возможности круглосуточного доступа и использования в атмосфере нестабильности финансового сектора».

Отделениям и персоналу найдут замену
Кредитование по картам, несмотря на упомянутые выше изменения, останется востребованным из-за его относительной доступности и удобства в управлении кредитной задолженностью. Как следствие, в борьбе за клиентов банки должны будут развивать соответствующую инфраструктуру обслуживания карт. Сюда входит не только сеть отделений, но и расширение приема карт торговыми сетями, наличие качественного интернет-банкинга, банкоматов, в том числе депозитных, информационных киосков и зон круглосуточного самообслуживания. Предстоящий год будет довольно непростым для финансистов в этом отношении. С одной стороны, расширять сеть систем самообслуживания в текущей ситуации будет накладно, учитывая всеобщее сокращение бюджетов развития и урезания издержек. Поэтому ряд экспертов уверены, что банки займутся в первую очередь повышением эффективности существующих сетей. В то же время развиваться банки все равно будут, просто уже другими темпами. Если финучреждением принято решение сократить штат в каких-то отделениях или вовсе их закрыть, то оно может попросту потерять клиентов. Однако, устанавливая в отделении или в месте скопления потоков людей системы самообслуживания, банк снижает, во-первых, нагрузку на персонал, что позволяет его оптимизировать, а во-вторых, уровень потенциального оттока клиентов. Впрочем, это в теории. На практике же во многих банках, по мнению Александра Яблуновского, будут урезаны IT-бюджеты, а капиталоемкие проекты и проекты, рассчитанные в большей мере на повышение инвестиционной привлекательности банка, могут быть закрыты или заморожены. «Останутся только действительно перспективные проекты, которые смогут помочь в генерации дополнительного дохода или в сокращении операционных издержек в краткосрочной перспективе (один-два года)», – уверен эксперт.

ндрей Березюк, директор по вопросам развития бизнеса Украинского процессингового центра (УПЦ), уверен, что в следующем году повышенным спросом будет пользоваться расширение функциональности существующих систем самообслуживания. По его словам, уже сегодня банки могут перенести на удаленное обслуживание такие операции, как предоставление мини-выписки по счету, активация карты, регистрация мобильного банкинга, осуществление платежей за услуги мобильных операторов, переводы с карты на карту, платежи по кредиту. А это значительно снизит нагрузку на существующие отделения и персонал. В силу борьбы с издержками также более активно будут развиваться объединенные сети банкоматов, считают банкиры. К слову, Андрей Березюк уже сегодня констатирует значительное увеличение интереса к объединенной сети банкоматов «Атмосфера». В результате подобных тенденций активный рост собственных сетей банкоматов, по большому счету, остановится или, по крайней мере, войдет в спокойное русло.

Аутсорсингу быть
Гонка по сокращению издержек и невозможность или нежелание большинства банков инвестировать в информационные технологии органично совпали с новым веянием на рынке – аутсорсингом разнообразных карточных операций и функций. Причем оно оказалось настолько актуальным, что УПЦ вывел аутсорсинг банкоматов в отдельное направление бизнеса, открыв при этом аутсорсинговый центр, в обязанности которого входит полный цикл внедрения и обслуживания банкоматных сетей. Это, по мнению представителей УПЦ, позволяет полностью вывести из банка планирование загрузки банкоматов наличностью, что, в свою очередь, призвано помочь более точно покупюрно прогнозировать наличность в банкоматах и решить проблему дефицита крупных купюр. Кроме того, аутсорсинговый центр становится единой точкой доступа по всем вопросам, касающимся функционирования банкоматов, в том числе технических.

Еще одним перспективным направлением является аутсорсинг эквайринга. Такой подход позволяет существенно снизить затраты финучреждения на обучение как специалистов банка, так и персонала торговых предприятий, а также в целом снизить затраты на этот вид бизнеса. На данный момент многие банки поддерживают эквайринговый бизнес как услугу в общем комплексе работы с клиентом и ориентируются на общую доходность, генерируемую конкретным клиентом. Поэтому содержать такую услугу самостоятельно в большинстве случаев нецелесообразно.

В целом эксперты уверены, что передача на аутсорсинг разнообразных карточных функций будет активно развиваться еще не один год. Кризис же подхлестнет эту тенденцию.






Смещение на самообслуживание

Александр Яблуновский, начальник управления платежных карт «Эрсте Банка»:
– Многие банки видят в кризисе возможность бескомпромиссного сокращения операционных расходов. В этом контексте, скорее всего, будет сделан упор на максимальное смещение операций с наличными существующих клиентов банка (по кредитам, депозитам и т. д.) в пользу систем самообслуживания. Делается это для увеличения пропускной способности кассовых узлов, чтобы в итоге увеличить долю комиссионно-образующих операций – оплаты коммунальных платежей, выплаты и приема переводов и проч.
Население Украины, а особенно крупных городов, психологически и технически готово к началу активного использования интернет-банкинга. Залогом роста популярности должно стать его использование как реальной альтернативы физическому отделению банка, когда клиент действительно может не посещать банковское отделение на регулярной основе. Однако на сегодняшний день это невозможно сделать по ряду причин. Например, реализовать оплату коммунальных услуг через Интернет в национальном масштабе – достаточно сложная задача, поскольку почти во всех регионах существуют особенности при работе банков и коммунальных предприятий. Другая проблема носит сугубо технический характер и связана с режимом функционирования счета зарплатной карты (наиболее распространенного текущего счета в Украине), который в большинстве банков не может быть интегрирован в стандартную систему интерент-банкинга и требует отдельного технического решения.






Банк на аутсорсинге

Андрей Березюк, директор по вопросам развития бизнеса УПЦ:
– В следующем году мы прогнозируем рост количества карт на уровне 16%, банкоматов – 17%. Что касается банков-партнеров УПЦ, то цифры почти аналогичны: количество банкоматов вырастет на 20,5%, карт и транзакций – на 16%.
Финансовый кризис, по нашему мнению, должен заметно активизировать передачу банкоматов на аутсорсинг. Если на данный момент мы обслуживаем 280 банкоматов трех банков – «Дельта», «Райффайзен Банка Аваль» и «Альфа-Банка», то в следующем году ожидаем, что количество устройств на обслуживании будет порядка 2,9 тыс. штук. Помимо банкоматов, мы видим перспективы аутсорсинга и других функций, неприсущих банковским структурам. Это может быть, к примеру, аутсорсинг бэк-офиса, персонализации карт, печати ПИН-конвертов, эквайринга.








Упор на доходность

Александра Воропаева, заместитель председателя правления ПУМБ.
Какие тенденции карточного бизнеса, которые будут характерны для рынка в следующем году, вы бы выделили?

Карточные программы в следующем году будут, в принципе, актуальны, поскольку это, во-первых, один из инструментов привлечения клиентов на обслуживание, во-вторых, это довольно интересные продукты с точки зрения повышения лояльности к клиентам. И третье – это продукты, которые позволяют наращивать банку объемы перекрестных продаж и, соответственно, комиссионный доход. Поэтому, на мой взгляд, все банки, опытные игроки, работающие на рынке 5-10 лет, активизируются. Тем более, что в последние годы подобной активности в этом плане не наблюдалось.


На что, по вашему мнению, банки сделают упор в карточном бизнесе в 2009 году?
В следующем году банки сосредоточат свои усилия на основных программах: эмиссии карт и эквайринге.


Насколько в данный момент смещаются акценты банка с кредитных на дебетные продукты? Какие вы закладываете планы по их развитию и доле в общей структуре карточного портфеля на следующий год?
Настоящих кредитных карточных продуктов на нашем рынке не так много, но они есть, и многие финучреждения понимают, что это такое, умеют их продавать, и важно, что умеют управлять этими продуктами, а значит, управлять возможными рисками. Что касается ПУМБ, то наш банк будет заниматься кредитными картами. Эти программы и не прекращались. Но о большой эмиссии речь пока не идет. Что касается дебетовых продуктов, то мы планируем дополнительную эмиссию в размере 150 тысяч, а кредитные продукты ограничатся 5-6 тысячами кредитных карт.


Можно ли говорить о том, что следующий год станет годом систем удаленного доступа к своим счетам? Чем будет характеризоваться рынок интернет-банкинга в 2009 году?
Различные системы удаленного доступа будут использоваться в качестве каналов продаж банковских продуктов, которые приносят комиссионный доход, также данные каналы могут выступить каналами продаж депозитных продуктов. Но стоит отметить, что эффективность продаж через Интернет находится на уровне 5%, а такого канала, как телефон, и вовсе не превышает 1%. Поэтому не думаю, что подобные проекты для многих банков станут главными. Те финучреждения, которые уже имеют интернет-банкинг, в следующем году будут более эффективно им управлять. Я считаю, в настоящее время существуют неплохие порталы у ряда банков, в том числе у ПУМБ. Наш банк планирует развивать это направление в 2009 году.
Также необходимо отметить, что в следующем году банки будут более активно передавать на самообслуживание наиболее затратные для них операции. В то же время я не считаю, что финучреждения будут активно расширять сети устройств самообслуживания, в том числе банкоматов, поскольку сейчас не время вкладывать деньги в основные средства. Другое дело – эффективное использование сетей самообслуживания. Этим, безусловно, будут заниматься.

Exit mobile version