Финансовый кризис лишает страховщиков резервов и премий от unit-linked-продуктов и практически не отражается на объемах рискового страхования.
Если украинские страховщики все еще могут жить на прибыль непосредственно от страхования, то западным компаниям, у которых размер выплат и затрат на ведение дела достаточно часто превышает 95% от объема полученных премий (combine ratio), остается полагаться на доход от инвестиций. Однако дефолты по субстандартным кредитам на недвижимость в США подорвали доверие у инвесторов к обеспеченным долговым обязательствам не только эмитированным в Соединенных Штатах, но и по всему миру. В результате начали расти кредитные спрэды. По данным Aegon, доходность по американским бондам, имеющим инвестиционный рейтинг, только III квартал 2008 г. выросла на 150 пунктов. Расширение спрэда привело к снижению стоимости инвестиционных портфелей страховщиков, наполненных облигациями с фиксированной доходностью.
Страховщики занялись списаниями
Таким образом, результаты переоценки инвестиций зачастую ставали причиной негативных квартальных финрезультатов страховщиков. К примеру, голландская ING Insurance впервые за время существования (с 1983 г.) заявила об убытках в III квартале 2008 г. Чистые списания у Allianz за этот же период составили EUR1,5 млрд., для сравнения: в 2007 г. – лишь EUR288 млн. Лидером по списанию в III квартале стала AIG, зафиксировавшая убыток от инвестирования, превышающий $24 млрд. Эксперты полагают, что это была только первая волна списаний, так как еще не все компании отразили негативное влияние обесценивания инвестиций в финансовом результате. Например, Aegon потеряла за счет снижения цены облигаций EUR2,5 млрд., но эта сумма пока не нашла своего отражения в отчете. Как отмечают в компании, списание возможно в одном из двух случаев: или если будет невозможно вернуть деньги (то есть банкротство эмитента, как это случилось с Lehman Brothers), или же потребуется их продажа с убытками. Но последнее маловероятно, убеждены в Aegon, поскольку долгосрочная бизнес-модель предусматривает согласование сроков наступления обязательств и горизонта инвестирования.
Третий шаг, на который пошли страховщики, чтобы выжить – обращение за помощью государства. Первой стала AIG. Компании в сентябре 2008 г. был предоставлен кредит в размере $85 млрд. Однако убытки в III квартале в размере $24,5 млрд. увеличили совокупную сумму средств, которая будет направлена Федеральным резервом США на спасение компании, до $150 млрд. В октябре 2008 г. финансовой группе Fortis пришлось передать странам Бенилюкса банковский сегмент своего бизнеса и голландское подразделение страхового бизнеса. Правительство Нидерландов в обмен на акции также предоставит кредит в размере $13,4 млрд. группе ING и $3,8 млрд. страховщику Aegon для поддержания платежеспособности.
Если говорить об украинских страховщиках, то, по данным Госфинуслуг, значительная часть их резервов сформирована из неликвидных ценных бумаг. Даже несмотря на падение рынка, они продолжают учитываться страховщиком по цене приобретения/последней сделки. Как следствие – стоимость бумаг в портфеле может быть существенно завышена. В случае необходимости производить выплаты, которые продолжают расти, украинские страховщики могут оказаться в достаточно сложной финансовой ситуации. Если на Западе страховщиков спасает государство, а население защищено фондами гарантирования страховых выплат (к примеру, в Мэриленде, штат США, в случае неплатежеспособности страховщика убытки клиентам могут быть компенсированы фондом в сумме до $300 тыс.), в Украине страховые компании работают без государственной подстраховки, а фонды гарантирования отсутствуют.
Восточная Европа подпитывает надежды
Падение на рынках капиталов потянуло за собой и снижение продаж накопительных продуктов по страхованию жизни, доходность по которым привязана к стоимости ценных бумаг, а именно unit-linked-продуктов (UL). Существенное сокращение объемов по этому виду страхования (вплоть до 50%) зафиксировали страховщики на рынках США, Франции, Великобритании, Италии, Южной Кореи и Японии. Отказ клиентов от UL в условиях нарастающей нестабильности – процесс достаточно предсказуемый, учитывая, что объемы продаж инвестиционных продуктов в страховании имеют четкую привязанность к экономичному циклу. Более того, сегодняшний спад оголил проблему некоторых страховщиков – недостаточную продуктовую диверсификацию.
Клиенты, не желая брать финансовые риски на себя, переориентировались с UL на классические продукты страхования жизни с гарантированной доходностью. У компании ING в США продажа традиционных продуктов подскочила на 53,2%. Смена приоритетов клиентов позволила страховщикам частично компенсировать падение от UL, но все же не полностью. Лайфовый рынок Италии за восемь месяцев 2008 г. потерял 20% объема по сравнению с аналогичным периодом 2007-го, при том, что продажи UL упали на 44%.
В рисковом сегменте у ведущих международных страховщиков дела обстоят значительно лучше – наблюдается рост, хотя и незначительный. Но все же есть рынки, на которых премии сократились. Наиболее существенно просел рынок Италии, что отразилось на всех его игроках. Обусловлено это, с одной стороны, принятием закона Берсани (Bersani law), запретившим страховщикам подписывать контракты со своими агентами относительно эксклюзивных продаж рисковых продуктов. Такой шаг, не имеющий аналогов ни в одном другом государстве Еврозоны, обернулся для страховых компаний гонкой комиссионных для агентов. Таким образом, конкуренция перешла в плоскость размера комиссионных и цен, что негативно отразилось на объемах собираемых премий. Другой фактор, вызвавший незначительное снижение поступлений, – падение продаж новых автомобилей.
Еще один вид страхования, который достаточно сильно почувствует влияние негативных трендов в экономике, – страхование кредитных рисков. Согласно данным Euler Hermes, занимающейся страхованием кредитных рисков, уровень выплат вырос с 50% в III кв. 2007 г. до 73,9% за тот же период 2008 г.
Как и в страховании жизни, рисковое страхование демонстрирует неплохой рост в Восточной Европе, что улучшает показатели страховщиков, активно работающих в этом регионе. Основной драйвер – сохраняющийся рост популярности автострахования, который подкреплен относительно неплохими показателями продаж новых автомобилей. Так, по итогам девяти месяцев 2008 г. наилучшие показатели роста продаж машин были зафиксированы в Словакии – 19,6%, Болгарии – 14,5%, Латвии – 13,7%, Чехии – 10,1%. Гюнтер Гейер, председатель правления Vienna Insurance Group, отмечает: «На данный момент влияния кризиса на наш бизнес в виде снижения спроса на страхование в странах Центральной и Восточной Европы замечено не было. Компания продолжает оставаться среди наиболее динамически растущих страховых групп Европы». Но даже если в Восточной Европе заметного падения рынков страхования не будет, западные страховщики на своих балансах недосчитаются премий, что будет обусловлено снижением курса национальных валют большинства стран Восточной Европы и Балтии по отношению к евро и доллару.