Лоббирование
Шум леса
На грани остановки сегодня оказалась деревообрабатывающая отрасль Украины. Главными причинами возникновения кризисного положения в отрасли операторы рынка считают постоянное повышение стоимости сырья, материалов, затрат на энергоресурсы и транспортные перевозки, а также невозврат НДС.
В ситуации финансового кризиса с целью уменьшения его влияния на деревообрабатывающую отрасль, по мнению президента ассоциации «Мебельдеревпром» Сергея Сагаля, нужно срочно на государственном уровне решать вопросы по поддержке украинских предприятий: «Сейчас важно совместными усилиями начинать разрабатывать антикризисные меры для стабилизации ситуации в деревообрабатывающей отрасли, чтобы не допустить остановки предприятий». Так, игроки деревообрабатывающей отрасли намерены обратиться к правительству и Верховной Раде с предложениями предусмотреть возможность подписания долгосрочных договоров с гослесхозами и снизить отпускную стоимость лесоматериалов. Среди предложений отрасли также установка моратория на повышение стоимости энергоресурсов и материалов для производства плитной и мебельной продукции, возобновление механизма использования налоговых векселей для ввоза оборудования и сырья, необходимые предприятиям для собственных нужд. Желаемым является обеспечение своевременного возврата НДС и применение механизма нетарифной защиты внутреннего рынка от импортной продукции.
Результативность
За что платит рекламодатель
В настоящее время прибыль сетей по рассылке спама (или ботнетов) куда меньше, чем предполагалось, поскольку одна покупка приходится на 12,5 млн. разосланных электронных писем. К такому выводу пришли исследователи из университетов Калифорнии, Беркли и Сан-Диего, которые специально взломали часть одного из крупнейших мировых ботнетов Storm, чья база включает 85 тыс. зомбированных компьютеров. Именно с них исследователи рассылали электронные письма с отсылкой потенциальных потребителей на сайт, продававший медицинские препараты для повышения потенции. Однако результатом 26 дней работы и 350 млн. отправленных писем стали всего 28 продаж и чуть более $100 заработка.
«Спамеры в любом случае живут припеваючи и за год работы имеют возможность купить Jaguar, а те, кто борется со спамом, ездят на «Жигулях», – говорит основатель антивирусной «Лаборатории Касперского» Евгений Касперский. Всего в 2007 г. было разослано около 50 млрд. писем, прибыль от которых составила примерно $37 млрд. По прогнозам экспертов, если тенденция сохранится, то к 2010-му прибыль составит порядка $60 млрд. В настоящее время доля вирусов и спама в общем трафике электронной почты составляет по разным оценкам от 40 до 70%. Согласно TopTenReviews, наиболее распространенными видами спама остается продвижение продуктов (25%), финансовых услуг (20%) и товаров для взрослых (19%). Рассылка 1 млн. рекламных сообщений в день обходится всего в $1.
цифры
$62,7 млрд. вывели за последний месяц инвесторы из хедж-фондов, по данным Eurekahedge. Отслеживая более 2 тыс. фондов, инвестирующих средства по всему миру, компания констатирует сокращение отрасли на $110 млрд.
$3,3 млрд. из Фонда национального благосостояния уже направила Россия на скупки на рынке акций и облигаций.
8% может составить уровень безработицы в Украине в следующем году, согласно прогнозу Государственного центра занятости.
55 млн. т зерна, по данным Минсельхоза, будет намолочено в Украине в 2008 г. Чистый его вес составит 51 млн. т.
1 млрд. грн. дохода, по предварительным оценкам, недополучит «Укрзалізниця» в конце текущего года. Связывают такой прогноз с преференциями на перевозку грузов, которые предоставлены некоторым отраслям промышленности.
140 тыс. IТ-специалистов потеряли работу в США из-за финансового кризиса с начала нынешнего года. Большая часть увольнений пришлась на последние несколько месяцев.
С 3,1 до 2,2 снизился индекс инвестиционной привлекательности Украины, согласно второй волне исследования, проведенного Европейской бизнес-ассоциацией.
На 878,95 млн. грн. Минфинансов на первичных аукционах 20 ноября было продано облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ) с погашением 5 мая 2010 г. под 15,6% годовых. Облигаций с погашением 23 октября 2013 г. под 12% продано на сумму 0,002 млн. грн. Всего с начала
2008 г. за счет размещения ОВГЗ привлечено 8,45 млрд. грн.
3 п. п. падения экономики Украины в 2009 г. прогнозирует МВФ. По мнению представителей организации, к этому приведет ухудшение экспорта, ограниченное внешнее финансирование и кредитный кризис.
Замедление
Сбавляя обороты
Признаки недомогания все больше демонстрирует рынок ПК Украины. По мнению IDC, его рост не достигнет даже пессимистично ожидаемых 30%, а составит менее 20%. Оживление же рынка стоит ожидать не раньше осени 2009 г.
Объем поставок ПК в стране в III квартале составил около 779 тыс. единиц. И по этому критерию наш рынок все еще пропускает вперед Польшу и Россию среди стран региона.
За исследуемый период рынок настольных систем продемонстрировал падение, которое составило 1,9% по сравнению с III кварталом 2007 г. Интерес потребителей как в коммерческом сегменте, так и в потребительском, сместился в сторону портативных систем. Следствием этого стало снижение доли ТОП-10 украинских производителей настольных ПК – менее 35%. При этом выросла доля региональных сборщиков, продажи которых менее всего привязаны к потребительским кредитам.
Тактика и стратегия
Неравная борьба
Снижение затрат для большинства компаний сегодня является наиболее очевидным выходом из сложного положения. 90% респондентов, опрошенных компанией «Эрнст энд Янг*» в рамках исследования «Эффективное снижение затрат», назвали именно этот вид действий приоритетным для себя сейчас. Две трети компаний указали среди основных текущих задач управление оборотным капиталом и контроль затрат. Работали исследователи совместно с Economist Intelligence Unit, а проводился опрос в июле 2007-го и 2008-м, задействовано было 251 и 330 компаний соответственно во всем мире.
Причины неэффективности действий, направленных на минимизацию издержек, в «Эрнст энд Янг» видят в том, что компании далеко не всегда такого рода действия согласовывают со своей долгосрочной стратегией. Поспешные меры зачастую уводят их в сторону от долгосрочных целей.
тенденции
Вежливая роль
Однако среди прочего требования покупателей к европейским сетям включают еще и способность адаптироваться к различным местным условиям и даже к различным группам клиентов в одной и той же стране.
«&»: Как влияет на наполнение потребительских корзин украинцев способность сетей адаптироваться к условиям в различных регионах?
– Потенциально лояльный клиент – это покупатель, который с первого дня посещения нового гипермаркета сможет найти там все продукты своей привычной «корзины». Потому адаптация должна быть прежде всего ассортиментной. Приходя в магазин, люди хотят видеть именно те товары, которые они любят и к которым привыкли. Это в первую очередь касается местной молочной продукции и прочих товаров локального производства.
Для того чтобы повлиять на расширеннее или изменение потребительских предпочтений, важна еще атмосфера покупок. Одним словом, услуги. Продавать продукт умеют все, а вот предоставлять что-то большее – это более сложная задача. Те, кто будет делать это на самом деле качественно, окажутся впереди других. Ошибки в ассортименте можно исправить очень быстро, но сервис и безопасность (качество) создаются годами.
Ожидания
Осенняя оценка перспектив
Большинство украинцев сейчас настроены крайне пессимистично. Так, в рамках исследования, проведенного GfK Ukraine совместно с Международным центром перспективных исследований, индекс потребительских настроений (ИПН) упал на 26,6 пункта, остановившись на уровне 69,3. Сходная ситуация наблюдалась исследователями только летом и осенью 2000 г. Тем более впервые снижение показателя произошло настолько стремительно. Динамика всех составляющих ИПН в октябре 2008 г. исследователями называется крайне негативной. В частности, индекс текущего состояния, зависящий от оценки жителями страны своего нынешнего материального уровня, ухудшился на 25,9 пункта – до 72,6.
Индекс экономических ожиданий этой осенью снизился до уровня 67,2, продемонстрировав падение на 27,1 пункта.
Исследователями подобное трактуется как практически крайне негативное настроение относительно перспектив страны, во всяком случае, в краткосрочном периоде.
Столкновение интересов
25 против 10
«Антикризисный пакет №2», разрабатываемый ныне Верховной Радой совместно с правительством, может привести к серьезному столкновению интересов отраслей, которые раньше уживались достаточно мирно. А именно – отечественных автопроизводителей и автоимпортеров. Причина в том, что пакет предполагает поддержку первых, в том числе и путем повышения ставок ввозной пошлины для автоимпортеров. Так, вместо 10%, установленного уровня после вступления Украины в ВТО, импортеров автомобилей могут вернуть к прежним 25%.
Разумеется, против повышения пошлин резко высказываются автоимпортеры, входящие в ВААИД (Всеукраинская ассоциация автомобильных импортеров и дилеров). Среди аргументов как негативные последствия для автомобильного рынка страны в целом, так и сокращение поступлений в бюджет, ведь такие ограничения приведут к новому всплеску серого импорта. Олег Назаренко, генеральный директор ВААИД, аргументирует категорический протест против перспективы повышения пошлины тем, что это противоречит правилам ВТО, тогда как последствия такого нарушения могут быть для страны крайне плачевными. Елена Дунина, член правления ВААИД, генеральный директор ДП «АВТО Интернешнл», в свою очередь отмечает, что подобные действия приведут к ограничению права выбора покупателей. Кроме того, по ее мнению, сокращение импорта, якобы необходимое для снижения отрицательного сальдо, на самом деле приведет к перераспределению рынка между автомобильными импортерамии и сборщиками.