Полезные паразиты

Спортивный агент – одна из разновидностей бизнеса, предполагающая не только деловую хватку. Настоящий спортивный агент – это и квалифицированный психолог, и подкованный юрист, и въедливый куратор, и даже чуткий старший брат. Что же это за вид бизнеса?

И швец, и жнец, и на дуде игрец

Главный аспект деятельности спортивного агента – выступать посредником при заключении контракта между спортсменом и какой-либо организацией (зачастую – спортивным клубом). Его основной доход состоит в процентах от суммы заключаемой сделки. Контракт – это кульминация деятельности спортивного агента. Но не стоит думать, что после контракта его работа заканчивается. Скорее наоборот – она только начинается. Во-первых, агент решает все юридические вопросы, связанные с работой и обеспечением условий для нормальной жизнедеятельности спорт­смена. Во-вторых, он обеспечивает всестороннюю поддержку своего клиента, например, как в плане решения бытовых проблем (а для спортсменов, мотающихся по всему миру, это очень непросто), так и оказания психологической поддержки.

В нынешних условиях, когда значимость спортсмена выходит далеко за пределы спортивного состязания, сфера деятельности спортивного агента тоже расширяется. В частности, агент непосредственно строит имидж спортсмена, занимается пиаром. Одно из его основных заданий – выстроить отношения своего клиента с прессой и научить правильно работать с публикой. Ведь имиджевая составляющая тоже приносит дивиденды как спортсмену, так и его агенту. Максим Шарифьянов, основатель спортивного агентства ProTeam, сотрудничающего с баскетболистами, рассказывает, что, например, в США количество нулей в контракте прямо пропорционально количеству автографов и фотографий с фанатами. И это правильно, ведь сегодня спортсмены-звезды получают львиную долю доходов не от своей профессиональной деятельности, а от других мероприятий, в частности, съемок в рекламе.

Макс Айзенбад, спортивный агент Марии Шараповой, не скрывает, что доход теннисистки ($24,4 млн. в 2014 г.) в значительной степени приносят спонсорские рекламные контракты, в заключении которых он принимает непосредственное участие. Для сравнения: спортивные гонорары М. Шараповой в 2013 г. составили всего $6 млн., а общий доход – $29 млн.

Сколько зарабатывают спортивные агенты? Как правило, процент от гонораров своих клиентов. Компания ProTeam приводит следующие данные: в Европе спортивные клубы зачастую сами оплачивают агентов и привлекают их в качестве профессиональных консультантов. А в Соединенных Штатах условия рынка более жесткие – игрок не может работать в той или иной команде, если у него нет личного агента. К тому же игрок сам оплачивает его услуги.
Европейская ставка агента – 10% от заключенного контракта, причем как в баскетболе, так и в футболе. Денис Лутюк, первый заместитель главы комитета по вопросам статуса и трансферов футболистов Федерации футбола Украины, говорит о том, что 10%-е отчисление агенту – норма для футбольного рынка, а вот на отчисления большего объема согласятся немногие.

Что касается договора между агентом и игроком, то в футболе его срок обычно не регламентируется. Однако в баскетболе дела обстоят иначе – большинство агентских договоров двухгодичные. Разорвать их досрочно – проблематично. Интересно, что агенты могут делать исключения для совсем молодых игроков (15-17 лет) и во время первого контракта лишь вкладываться в их промоушен и спортивное мастерство. Дадут ли такие инвестиции свои плоды – никто не гарантирует. Как, впрочем, плоды при работе с спортсменами высокого уровня – травмы и профессиональное выгорание, увы, неотъемлемая часть этой жизни.

Я в агенты бы пошел, пусть меня научат

Каков же юридический статус спортивного агента? Юридически агентские функции может выполнять только частное лицо. Даже если некая группа позиционирует себя как компания – то лишь объединившиеся под единым брендом два-три, реже – до пяти частных агентов. К слову, такие мировые лидеры в области спорта, моды, музыки и развлечений, как IMG или Octagon, тоже делегируют под своей эгидой для спортсменов частных агентов.

Кто же может стать агентом? Как правило, те, кто по роду своей деятельности был причастен в какой-то мере к спорту. Во-первых, агентами зачастую становятся люди, бывшие некогда сами игроками. Во-вторых, бывшие спортивные журналисты или клубные функционеры. Начинающий агент на первом этапе может работать со своими знакомыми игроками, а уже потом, в случае успехов (спортивный мир довольно узок – об удачном контракте узнают быстро), игроки сами будут проситься под крыло. Следует отметить, что бизнес этот во многом основан на личных связях, авторитете и харизме.

Еще один атрибут данной предпринимательской деятельности – лицензирование. Комитет по вопросам статуса и трансферов футболистов Федерации футбола Украины сообщает, что ежегодно, согласно международным нормам ФИФА, в марте и сентябре проводятся специальные экзамены. Однако успешная сдача экзамена – еще не гарантия получения лицензии. Второй шаг – подписание кодекса профессионального поведения. Третий – обеспечение страхового залога на сумму в 100 тыс. швейцарских франков. Как вариант – вместо страхового полиса можно сделать вклад в один из швейцарских банков на ту же сумму. И распоряжаться им без ведома ФИФА нельзя. Эти деньги – страховка (залог) на случай компенсации морального или иного ущерба, причиненного работой агента.

На этом рынке можно заработать большие деньги – но только если соблюдать жесткие правила игры. Главное из них – агент не должен побуждать своего клиента разорвать действующий контракт досрочно без явной уважительной на то причины.

Говоря о футболе, следует заметить, что с начала 2014 г. ФИФА запретила агентам выкупать права (или доли прав) на футболистов. Теперь экономические права на игроков принадлежат исключительно спортивным клубам. А агенты в свою очередь превращаются в полноценных посредников между этими клубами и игроками.

Сегодня ФИФА выдала уже более 5 тыс. агентских лицензий. Более всего – в Италии (1062). Для сравнения: в Англии – 555 лицензий, в Германии – 453. В Украине, по данным Федерации футбола, на сегодняшний день официально лицензировано 60 футбольных агентов.

Спортсмен и его агент – это не подчиненный и руководитель. Они – равноправные участники дуэта, каждый со своими функциями и определенным набором обязанностей.

Залишити відповідь