Site icon Companion UA

Будьте антихрупкими

И для страны, и для бизнеса, в том числе нашего, 2014 г. запомнится годом перемен, неожиданностей, потрясений, информационных всплесков, постоянной эмоциональной напряженности, жестких изменений в экономической ситуации, девальвации, смены рынков, лидеров. Турбулентность – физическое свойство атмосферы, порождаемое интенсивным изменением сразу многих факторов – давления, температуры, скорости ветра. И в нашей жизни изменения происходили резко и по всем фронтам – политические, общественные, макроэкономические, геополитические. И, собственно, все это происходило с такой содрогающейся частотой, что 2014 г. можно смело называть одним из наиболее турбулентных в новейшей истории Украины. В таких условиях украинский бизнес продолжал существовать, работать, выживать и даже добиваться определенных успехов.

В подобных условиях работали и мы – когда постоянно изменялись события: отменялись и срывались контракты либо возникали неожиданные заказы, на которые не всегда есть в наличии ресурс из-за предварительно сделанных сокращений. Такая ситуация порождает объективные сложности планирования ресурсов и прогнозирования денежных поступлений. В такой быстроменяющейся среде факт может отличаться от прогноза на десятки процентов, а иногда в разы, причем в течение года были ситуации в плюс и минус. И к этой ситуации мы, как и многие на нашем рынке, научились быстро адаптироваться, психологически привыкли, научились оперативно реагировать и не паниковать в моменты срыва планов. Таким образом, украинский бизнес вынуждено получил урок антихрупкости по Талебу, когда «в мире, где царит неопределенность, вырабатывается навык при столкновении с хаосом жизни не просто оставаться невредимым, но и становиться лучше прежнего, эволюционировать, развиваться».
Мы особенно легко можем отследить, как эти уроки антихрупкости отразились на нас и как ментально мы отличаемся от тех же наших европейских коллег по FRHI – компании, которая представлена в 32 странах мира, при этом с большинством активов в Северной Америке или Европе, где изменение любого макрофактора бизнес-среды (будь то инфляция, изменение ставки резервирования и проч.) на 1% порождает недоумение, как функционировать дальше. У нас такие «колебания» вызывают просто улыбку, как бриз на море во время отпуска.

Наш головной офис видит паттерны исполнения месячных бюджетов наших представительств во всех странах, и мы вместе с Турцией, Россией, Индией, Таиландом, Кенией попадаем в категорию стран, где сложно быть точным в своих прогнозах. Если для Европы допустимый порог отклонения по доходам и показателям прибыльности на месяц 3%, то для Украины вероятность в 10-20% говорит о том, что ты угадал, попал четко в яблочко. Постоянно изменчивая среда так надрессировала нас, что где европейцу надо шесть месяцев, чтобы отреагировать на изменение в бизнес-среде и адаптацию к новым обстоятельствам, то украинцу хватит одной-двух недель.

Все мы научились действовать в непрогнозируемой среде, продолжать двигаться вперед, даже несмотря на то, что планы иногда кардинально меняются на 180 градусов. Так или иначе мы выработали некий информационный иммунитет и ужесточили внутренние фильтры, научились работать в неблагоприятных обстоятельствах. Теперь при информации об очередном конце света мы не только не испугаемся, но, скорее всего, быстро начнем планировать, как на этом можно заработать.

Exit mobile version