- Текущий год в который раз доказал, что необходимо постоянно генерировать креатив и творить инновации. Ведь за этим будущее. Для того чтобы совершить прорыв, нужно создавать команду, с которой ты сможешь достигать целей. Но самое главное – помнить, что ограничения могут быть только в нашей голове. А при желании и правильных амбициях ограничений нет.
- В этом году мы поняли, что нам нужна географическая диверсификация. Для развития только во Львове нам уже мало места. Решив, что даже крупные моллы, существующие в Украине, должны иметь национальную изюминку, ми попробовали использовать в одном из киевских «Эпицентров» смешанный формат: «Львов. Пляцки. Шоколад. Сувениры». Все это можно найти на одном пространстве. Что касается европейского направления, то в текущем году мы открыли мастерскую шоколада в Варшаве и еще одну – в Кракове. В следующем году планируем открытие пилотной мастерской в новом формате в одной из стран Евросоюза.
Мы с партнерами начинали наш ресторанный бизнес, создавая сеть концептуальных авторских заведений, где всегда много креатива. Это для нас основной бизнес. Мы занимаемся им профессионально каждый день, и в этом тоже часть успеха. Кроме того, параллельно мы начали входить в ритейл – магазины у дома «Два кроки від хати». После кризиса 2008 г. наше мировоззрение расширилось. Еще тогда мы сделали очень важный вывод: бизнес нужно диверсифицировать и искать направления, которые могут давать пусть небольшой, но стабильный доход. Когда нет стабильности, люди экономят, в том числе и на походах в ресторан.
Здесь наступает баланс в бизнесе, и порой не сильно прибыльный бизнес может становиться опорным. Такой опыт мы получили еще в 2010 г., когда в Украине была эпидемия птичьего гриппа (хотя, скорее, паника). Тогда десять наших ресторанов пустовали более месяца, но продажи двух магазинов у дома резко пошли вверх. Мы начали думать, как выживать в кризисных ситуациях. Ведь зарплату людям все равно нужно платить, кредиты отдавать, бизнес развивать. Мы не форсируем направление ритейла, он развивается органично, и теперь у нас в сети пять магазинов у дома. И еще один новый формат – рынок оружия «Под Арсеналом», где можно приобрести свежее мясо и выпечку.
Еще в начале года никто не знал, что доллар снова вырастет вдвое, а в стране будет великое переселение и война. Наступил второй мощный кризис со времен 2008 г. В итоге предыдущий опыт подтвердился. Нельзя делать бизнес только в одном направлении, потому что однажды все может закончиться независимо от тебя. Соответственно мы выбрали еще одну стратегию – быть ближе к людям. Запустили параллельно проект пекарен у дома «Братванка», начали расширять сеть магазинов правдивой еды «Дідо». В то же время обратились в другую крайность и запустили два проекта, которые смогут выжить только в городах с большим потоком туристов. Хотя знаем, что иностранный турист сейчас боится ехать во Львов, но убеждены: это явление временное.
Первое, что мы сделали, – создали площадку для начинающих и профессионалов в бизнесе, где каждый может реализовать и протестировать свои таланты. Наша площадка – постоянно действующий фестиваль уличной еды «Под Арсеналом». Именно здесь можно арендовать место и апробировать свою идею. Кроме того, учреждение является пространством для свободного выражения мыслей, а ночью превращается в ночной клуб с разумной музыкой (25% украинской,
50% рока).
Второй проект призван изменить культуру употребления пива не только в городе, но и в целой стране. Это ресторан-пивоварня «ПРАВDА» – место, где родится пиво, которое осуществит крафтовую революцию в Украине. Мы имеем абсолютно серьезную цель – продавать его в известных пабах Европы. Поэтому 2014-й научил нас концентрироваться на малом и действовать локально, а также одновременно и концентрироваться на большом и действовать глобально. Быть гражданином Львова и гражданином мира. Ибо мир изменчив, но мы можем сделать все, что в наших силах, чтобы не терять темп жизни, даже когда жить становится очень сложно.
Ну, и будьте креативными. Это уже как must be!