Site icon Companion UA

Нерасслышанные истории: 7 самых недооцененных фильмов года

Еще в начале осени интернет-ресурс Gold Derby, специализирующийся на всем, что связано с премиями в сфере шоу-бизнеса, прогнозировал: лучшим фильмом года на 87-й церемонии «Оскара» будет, скорее всего, признана «Юность» («Boyhood»). За ленту режиссера и сценариста Ричарда Линклейтера проголосовали большинство экспертов ведущих американских изданий.

«Это фильм, который должен посмотреть каждый», – говорят о «Юности» критики в США. Нелишнее напоминание, надо сказать. Попадая в прокат, такого рода кино, как правило, большого внимания не привлекает и коммерческих рекордов не ставит. В Украине, например, тихая минималистичная «Юность» в свой премьерный уикенд оказалась на 10 месте, уступив шумному триумвирату: «Рассвет планеты обезьян», «Трансформеры: Время вымирания», «Мачо и ботан 2». Однако снятая за 39 съемочных дней с бюджетом $4 млн. эта картина в международном прокате собрала более $43 млн.

Еще один пример – «Whiplash» (в российском прокате – «Одержимость»), которую молодой режиссер Дамьен Шазель снял за 19 дней. Бюджет $3,3 млн. ему удалось собрать после удачной презентации короткометражки на национальном американском фестивале независимого кино «Сандэнс» в 2013 г. Хотя полнометражная версия заработала в прокате чуть менее $4 млн., в 2014 г. картина получила на том же «Сандэнсе» не только главную награду, но и приз зрительских симпатий.

К этим двум картинам мы добавили еще пять фильмов, объединенных критерием «хорошо рассказанная история». Среди людей, причастных к их созданию, Пулитцеровский и Нобелевский лауреаты. Некоторые из этих фильмов вышли в украинский прокат не вовремя. Другие – вообще не попали в наши кинотеатры. Впрочем, это недостаточно уважительные причины, чтобы их не посмотреть.

Как воспитать хорошего человека

Возможно, лучший американский фильм уходящего года – хронологический рассказ о взрослении 7-летнего техасского мальчика Мейсона. Ричард Линклейтер снимал «Юность» на протяжении 12 лет начиная с 2002 г. Главных героев, среди которых, кстати, было двое растущих детей, играли одни и те же актеры. В итоге получилась добрая, почти терапевтическая история с философской терпимостью, повествующая о несовершенстве человеческого мира. 

Отец Мейсона (Итан Хоук) в разводе с матерью (Патрисия Аркетт). Временами, но не слишком часто, он приезжает, чтобы пообщаться со своими детьми, а его бывшая супруга без особого успеха пытается завести новые отношения. С точки зрения психологии – не самые идеальные условия для развития личности. И все-таки жизнь может оказаться мудрее наших представлений о ней. За разработку этой идеи Линклейтер получил «Серебряного медведя» – приз международного жюри 64-го Берлинского кинофестиваля.

«Вытри кровь с моих барабанов!»

Консерватория Шеффера на Манхэттене, осенний семестр. Первокурсник Эндрю Нейман репетирует на ударной установке. В зал заходит дирижер Теренс Флетчер. Нейман почтительно прерывает игру. «Ты меня знаешь?» – спрашивает Флетчер. «Да, сэр». «И знаешь, что я набираю музыкантов?». «Да, сэр». «Так чего ж играть бросил?». Студент возобновляет игру, но через минуту слышит, как дверь захлопывается. Он разочарованно вздыхает, однако через секунду дверь снова открывается. «Вот досада. Забыл пиджак», – ухмыляется дирижер и снова исчезает. Не насовсем, разумеется. Историю о том, до каких отчаянных усилий могут довести людей творческие амбиции, режиссер Дамьен Шазель рассказывает с невероятной энергией и даже яростью. Картину, которую впору назвать джазовым триллером, в Украине на широких экранах, к сожалению, не показали. Есть смысл поискать ее самому.

Хаос – это порядок, который нужно расшифровать

«Каждая диктатура одержима контролем… Как она это делает? Плохое образование, ограничение культуры, цензура информации, цензура любого вида самовыражения личности…», – рассказывает своим ученикам преподаватель истории с архаичным именем Тертулиано Максимо Афонсо. Впрочем, его самого эти слова, постоянно произносимые на уроках, давно перестали волновать. Для главного героя фильма «Враг» жизнь превратилась в бессмысленную, изматывающую рутину. Роман о человеке, который случайно обнаруживает узкую щель в непроницаемой оболочке своего (а может и мирового?) жизненного уклада, написал португальский классик Жозе Сарамаго, лауреат Нобелевской премии по литературе 1998 г. Читатели об этом произведении позднего Сарамаго отзываются по-разному. Но канадскому режиссеру и сценаристу Дени Вильневу, неплохо разбирающемуся в искусстве саспенса, удается создать кино, достойное внимания любителей психологического детектива.

Дела так себе, честно говоря…

В этом году комедиям американских классиков не везет с украинским прокатом. В октябре из-за деловых разногласий между владельцем и прокатчиком вдруг исчезла с афиш кинотеатров широко анонсированная «Магия лунного света» Вуди Аллена. Нечто подобное произошло и с фильмом братьев Коэнов «Внутри Льюина Дэвиса», который должен был попасть в отечественные кинотеатры в начале 2014 г. Возможно, не время сейчас для фильмов об одиноких, слабых, запутавшихся в себе мужчинах? Вдохновленные автобиографией американского фолк-музыканта Дэйва Ван Ронка, Коэны сделали своего персонажа музыкантом-неудачником. Партнер по дуэту покончил с собой, девушка переехала к другому и просит деньги на аборт, недавно записанный альбом плохо продается… В 2013 г. эта грустная история, рассказанная с фирменным коэновским юмором, получила гран-при Каннского фестиваля. Много печальных сердец смогут найти в ней утешение.

О подростках по-взрослому

Судя по интервью Ивана Твердовского, его полнометражный дебют мог бы быть еще более ярким. Однако продюсер Наталья Мокрицкая («Изображая жертву», «Юрьев день» и др.) ограничила радикализм молодого режиссера. В фильме «Класс коррекции» нет мата, курения и разного рода скабрезностей – составляющих, без которых честное современное кино о подростках трудно представить. Преодолеть ограничения Твердовскому помогло участие в съемках молодых актеров «Гоголь-Центра» и потрясение, которое пережил сам режиссер от встречи со «средневековым миром», где живут дети с ограниченными возможностями. Картину, получившую на «Кинотавре» приз «За лучший дебют», выпустили в широкий российский прокат (около 300 копий и 9 место в премьерный уикенд). Украинские зрители могли увидеть «Класс коррекции» на минувшем кинофестивале «Молодость», где картина победила в Международном полнометражном конкурсе. К сожалению, число этих зрителей было очень невелико. А подростков – и того меньше.

Демонстрация класса

Фильм «Август» вышел в украинский прокат очень некстати – в самый разгар Майдана, 30 января. Камерная картина, предлагающая зрителю вникнуть в сложные отношения членов большой и несчастной семьи из штата Оклахома, имела не так много шансов на успех, несмотря на то что это адаптация известного бродвейского спектакля «Август: Графство Осейдж» (к слову, за эту пьесу ее автор Трейси Леттс удостоился Пулитцеровской премии в 2008 г.). И даже несмотря на коллектив актеров (Мэрил Стрип, Джулия Робертс, Юэн Макгрегор, Бенедикт Камбербэтч и др.), который американские критики называют лучшим ансамблем последних лет. Впрочем, кино – это искусство, которое может подождать своего зрителя.

Опасности одинокого мужчины

Основой для фильма – участника конкурсной программы Венецианского фестиваля-2014 «Побудь в моей шкуре» (оригинальное название – «Under the Skin») британского режиссера Джонатана Глэйзера послужил фантастический роман, написанный в 2000 г. Мишелем Фейбером. Писатель родился в Нидерландах, долгое время жил в Австралии, а в 1993 г. эмигрировал в Шотландию. Данный биографический факт объясняет выбор места действия. Руины замка Танталлон, пляж Очмити, хмурые осенние улицы Глазго, по которым бродят неустроенные одинокие мужчины. Они-то и представляют собой главную цель для немногословной инопланетной героини Скарлетт Йоханссон. У Глэйзера фантастический триллер превращается в мрачную сюрреалистическую картину с элементами социальной драмы. Это нехорошо для проката (сборы – около $5,4 млн.), но прекрасно подходит для одинокого вечера со стаканом виски.

Exit mobile version