После долгой и изнуряющей торговой войны с Россией Киев наконец решился променять Москву, куда еще год назад отправляли большую часть своих товаров, на Европу.
В середине сентября премьер Арсений Яценюк заявил, что за полгода поток товаров в Евросоюз вырос на 25% и тенденция далеко не закончена. А после окончательного ратифицирования Соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли будет только лучше. При этом политик надеется, что падение продаж товаров и услуг в Россию за первое полугодие на 24,5% будет перекрыто на европейском векторе.
Но эксперты пока не разделяют его оптимизм. Так, Тимоти Эш, аналитик Standard Bank, считает, что эти прогнозы завышены, и в Европе будут рады разве что продукции сельского хозяйства, да и то по квотам, причем после того, как она пройдет все санитарные проверки. По его мнению, за год экспорт Украины в ЕС вырастет только на 25-30%, и то за счет решения Европарламента обнулить пошлины на 98% украинских товаров еще в марте. Кроме того, в ЕС после майских выборов евродепутатов значительно усилилась партия, ратующая за сокращение торговых преференций для своих ассоциированных членов. Поэтому сейчас Брюссель готов терпеть убытки своих фермеров, чтобы поддержать Украину, сдерживающую пророссийских сепаратистов. Но когда активная фаза войны закончится, в ЕС вспомнят о своих интересах и постоянных протестах фермеров под зданием Европарламента в Брюсселе.
С российским рынком ситуация более однозначная – Москва взяла курс на замещение любых поставок из-за рубежа. Особенно это касается украинского машиностроения – после июльского заявления президента Петра Порошенко о том, что Украина прекращает все поставки товаров двойного назначения в Россию. При этом величина импорта в Украину из России не так быстро, но все же растет. С начала 2014-го он поднялся на 1,3%. Но при этом даже самые скептические эксперты констатируют, что Украина начала переориентацию на другие рынки. Ее успешность будет зависеть только от внутренних реформ, а не подписания новых политических документов.
Ведь еще в начале года Всемирный банк в своем ежегодном отчете о развитии мировой экономики отметил, что именно уровень конкурентоспособности товара будет определять его успех в мире.
Это касается и отдаленных рынков, на которые намерена выйти Украина. В особенности Азии. За последние несколько лет правительство Виктора Януковича не смогло получить обещанные $10 млрд. китайских инвестиций и нарастить торговлю с этой страной. Теперь в Пекине опять ждут новых предложений и гарантий для инвестирования в общую торговлю. Успех в Китае поможет завоевывать и более экзотические рынки Латинской Америки и Африки. Тем более что за следующие 10-15 лет именно страны этих регионов имеют все шансы стать драйверами мировой экономики.
Позицию Украины в экспорте в Россию за прошедший год можно назвать оборонительной. Вначале летом весь украинский экспорт в Россию был остановлен на неделю. После этого отдельные торговые санкции применялись к производителям кондитерской продукции, фарфора, отдельных видов стекла, вагонов и труб. В результате, по данным Госстата, экспорт украинских товаров в Россию за 2013 г. сократился на 14,6% – с $17,6 до $15 млрд. Примерно в том же объеме сократился и импорт.
Сейчас эта тенденция сохраняется. В первой половине 2014 г. российские таможенные органы отмечали снижение импорта украинских товаров более чем на треть по сравнению с прошлогодними показателями – до $698,3 млн. Российский экспорт в Украину практически не изменился и составил $1,95 млрд. В результате торговое сальдо – в пользу России – составило $1,25 млрд. против $837 млн. годом ранее.
Позднее, когда ситуация в Крыму опять обострилась, Россия прибегла к излюбленным приемам экономической войны. 5 марта Владимир Путин посчитал, что ситуация в Украине может негативно повлиять на рынок Таможенного союза, и призвал партнеров по ТС проработать меры по защите товаропроизводителей и экспортеров.
Андрей Илларионов, старший научный сотрудник института Cato (США), не верит, что полное прекращение торгового сотрудничества с Россией возможно. Однако считает, что Украине необходимо последовательно работать над переориентацией торговых потоков, снижая уровень зависимости от северного соседа. Возможности этого наглядно продемонстрировали Молдова и Грузия.
Безусловно, существенное сокращение торгового оборота с РФ чревато убытками и сокращением производства для украинских предприятий, ориентированных на российский рынок. Особенно от этого пострадают восточные области. Так, по данным Госстата, даже в условиях войны за первое полугодие 2014 г. более 40% экспорта шло в Россию. Больше всего там востребована продукция тяжелого машиностроения, авиастроения и минеральное сырье. По словам первого заместителя гендиректора ОАО Турбоатом Алексея Черкасского, 80% их экспорта приходится на Россию. «Это наши постоянные заказчики. Значительная часть всех турбин в России – нашего производства. Кроме того, там сейчас планируют замену реакторов», – рассказывает он. Для украинского НПК Горные машины страны Таможенного союза – тоже приоритетный рынок. «В Беларуси, Казахстане и России у нас успешно работают торговые подразделения, сформирована сеть сервисно-ремонтных площадок. В числе наших клиентов – крупнейшие горнодобывающие компании», – рассказывает директор по стратегии НПК Ильдар Салеев. Он также сообщает, что в соответствии с долгосрочной стратегией развития компании к 2017 г. они рассчитывают экспортировать в страны Таможенного союза оборудования и услуг более чем на 1,5 млрд. грн. в год.
Но в последние месяцы поставки товаров в Россию из восточных областей упали в среднем на 15-20%. И пока политический кризис на Донбассе не будет урегулирован, поставки вряд ли восстановятся. Но даже в этом случае Москва может опять начать кампанию по заградительным мерам, чтобы не допустить украинские и европейские товары на свои рынки. Тогда у Киева будет два пути: начать трехсторонние переговоры Украина – ЕС – Россия, для гармонизации торговых режимов, либо приготовиться к затяжной торговой войне и перепрофилироваться на Европу. Хотя от торговли с ЕС могут выиграть другие регионы Украины.
Европейские перспективы
В конце июня Украина наконец закрыла вопрос многострадального Соглашения об ассоциации с Европой. То есть политическая часть этого документа, составлявшая примерно 2% его общего размера, была подписана еще в марте, а вот с экономической вышла заминка. Она была ратифицирована на несколько месяцев позднее.
Но тем не менее в Киеве летом были полны оптимизмом, заявляя, что снятие торговых барьеров с Европой должно принести Киеву дополнительный рост ВВП как минимум на 0,5% за первый год. А в условиях, когда международные рейтинговые агентства прогнозировали падение украинской экономики в 2014 году на 2-3%, дополнительный экономический стимул не лишний.
Тем более что в конце марта Европа действительно заявила, что снизила до нуля пошлины по 96,3% товарных позиций, которые завозились из Украины. Кроме того, в Европе пообещали убрать пошлины на 83,1% позиций аграрных товаров.
Но оказалось, что само проникновение на рынки ЕС дело достаточно хлопотное. Так, когда Польша интегрировалась в союз уже на правах полноценного члена, то стране пришлось пройти достаточно долгий путь реформ. «Пошлины нам снимали постепенно. Но это была не основная проблема – главное было получить сертификаты, что наша продукция соответствует всем нормам», – считает бывший премьер-министр Польши Казимеж Марцинкевич. По его словам, для того чтобы преодолеть сопротивление старых членов стран Европы, которые не хотели пускать товары из Восточной Европы на свои рынки, Варшаве понадобилось действовать в двух направлениях. Во-первых, нужно было выполнить все требования торгового комиссариата ЕС и открыть свои рынки. И во-вторых, получить лоббистскую помощь в продвижении своих интересов в Европарламенте.
Пока обнуление пошлин не принесло серьезных дивидендов ни одной стороне. В Европе до сих пор установлены квоты на ввоз украинской продукции. И они не такие большие. Так, по данным Госстата, в I квартале 2014 г. экспорт украинской продукции животноводства в денежном исчислении вырос на 5,8%, а, по мнению украинских парламентариев, общий размер экспорта агропродукции в ЕС может по итогам года достигнуть $6,9 млрд. Этот показатель на 30% больше, чем в прошлом году. Хотя денежный рост можно также объяснить и падением курса гривни относительно доллара, тем более что в товарном пересчете экспорт вырос только на 0,3%.
По итогам нескольких месяцев действия нулевых пошлин некоторые украинские предприятия успели воспользоваться правом на ввоз своей продукции в ЕС. В частности, по состоянию на 4 июня 2014 г. на территорию Европы завезли 11 т обработанной продукции из сахара, 40 т крахмала, 110 т обработанных томатов.
Так, в Мироновском хлебопродукте заявили, что обнуление пошлин очень помогло в экспорте их продукции в Европу. Но там признают, что данный шаг Брюсселя является испытанием для аграриев на соответствие стандартам качества. Такая позиция компании не удивительна, поскольку здесь добились сертификации европейцами своей продукции и еще в октябре первые 60 тонн курятины Мироновского хлебопродукта были отгружены европейским потребителям.
Потому к обнулению пошлин товары компании уже были сертифицированы.
Другим пришлось не так легко. «Например, произошло обнуление в химической сфере. Но экспорт химии и так на очень низком уровне. А квоты на беспошлинные поставки агропродукции небольшие», – говорит руководитель проекта «Инфоиндустрия» Дмитрий Гордейчук. Так, квоту по поставкам меда уже перевыполнили, поставив около 3 тыс. т при ежегодных размерах до 5 тыс.
Сейчас Украина должна доказать, что ее товары соответствуют всем европейским стандартам. И не только относительно сырья, но и готовой продукции. Пока в ЕС готовы принимать в основном украинское зерно и продукцию животноводства. В частности, в первой половине 2014 г. последняя позиция выросла на 50% по сравнению с прошлым годом. Но при этом продажи товаров машиностроения в Европу упали в среднем на 5-10%. От торговли с ЕС выиграли центральные и восточные области, где в последнее время все больший вес приобретают крупные агрохолдинги, способные обеспечить высокое качество и нужные объемы поставок.
Но для дальнейшего продвижения своих товаров в Европу Украина, по мнению экспертов, должна обеспечить стабильные поставки больших объемов агропродукции в ЕС и начать переговоры с отдельными странами по поводу двусторонних контрактов на поставку продукции машиностроения, а также попробовать привлечь инвестиции на создание общих предприятий со странами – членами ЕС. Так поступили многие государства Восточной Европы, которые с 1999 по 2009 гг. смогли получить более €100 млрд. инвестиций под общее производство и построили там заводы компаний из Западной Европы.
Далекие берега
Переориентация также коснулась и надежд Украины получить доступ на рынки других континентов. Но тут все упирается уже не в политические соглашения, а экономическую выгоду.
В начале года опять появилась надежда, что Китай выделит Украине часть из квоты в $2 трлн. на закупку иностранных товаров. Еще Виктор Янукович договорился в Пекине, что нашу страну внесут в список претендентов на эти квоты. Всего в ближайшие 5 лет Китай намерен импортировать продукции на $10 трлн. Но и тут Пекин был больше заинтересован в инвестировании в агарный сектор Украины, чтобы создавать там собственную промышленность. Кроме того, в текущем году был подписан Меморандум между государственным ипотечным учреждением и китайской корпорацией CITIC Construction о строительстве доступного жилья в Украине. На эти цели Китай предоставит $15 млрд. сроком на 15 лет с возможностью пролонгации и расширения этого проекта.
А пока объемы общей торговли между странами увеличились на очень незначительный показатель – экспорт за первое полугодие вырос всего на 3%. Но даже с таким ростом сальдо торговли с Китаем остается отрицательным.
С другими «экзотическими» регионами, такими как Африка или Латинская Америка, Украина также пока не сделала прорыва в торговых отношениях. Хотя на этих рынках украинское машиностроение может быть очень востребовано. Ведь добывающая и обрабатывающая отрасли промышленности в этих регионах будут развиваться с ускорением минимум в 10% за следующие 5-10 лет. И объем рынка машиностроения только в Африке может составить до $50 млрд. Но при этом аналитики отмечают, что большинство стран подписывают контракты на поставки с известными компаниями, даже если их конкуренты могут предложить тоже качество за более низкие цены. Поэтому украинским властям нужно работать над присоединением Украины к зонам свободной торговли в этих регионах. Пока же Киев в этом не преуспел, забыв, что в указанных регионах многое делается на личных договоренностях.
В Украине же сейчас сосредоточились на войне и политическом кризисе, вполне довольные показателями роста торговли с ЕС.