В 2014 г. экономика США впервые за много лет принесет в мировой ВВП больше, чем Китай, а Япония будет более успешной, чем Индия. Хотя еще несколько лет назад казалось, что развивающиеся страны оставят западный мир далеко позади. Но в текущем году ветер экономического развития меняется, поэтому экономики США, Японии и даже ЕС будут опять в центре мирового внимания.
И главная причина не столько в том, что развитые экономики получили дополнительное ускорение. «Скорее всего, это начало заката стремительного роста государств Азии и Латинской Америки. Сейчас для них рост ВВП на 10% становится уже недостижимым», – рассказывает Марк Харрисон, старший аналитик Centre on Competitive Advantage in the Global Economy. По его мнению, страны БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка) находятся в положении, когда экономика уже не прогрессирует нужными темпами, но страна еще не достигла того уровня, чтобы перейти на следующий этап экономического развития. Так, группа развитых государств вносит в мировой ВВП более $540 млрд., хотя их экономика растет всего на 2-3% в год, в то время как Китай с ростом в 7% в прошлом году и другие страны БРИКС могут отдать в мировой ВВП на $40 млрд. меньше.
Другая общая причина кризиса в странах БРИКС – отток валюты, которую в эпоху кризиса щедро направляли на растущие рынки США. С 2008 г. американское правительство дополнительно выпустило более $1,4 трлн., за счет чего выкупало государственные облигации развивающихся стран. Это обеспечивало стабильный рост их экономик. В 2013 г. глава ФРС Дженет Йеллен приняла решение немного снизить объем дополнительной эмиссии, так как экономика США постепенно восстанавливается. Это привело к тому, что американские деньги начали выходить из развивающихся стран, что обнажило все их проблемы. Оказалось, что в большинстве случаев огромные инвестиции не привели к структурным реформам.
Причиной отставания государств БРИКС можно назвать и энергетическую революцию в США. Она обеспечила себестоимость добычи барреля нефти на уровне $60 и резко понизила потребность в ресурсах, которыми активно торговали партнеры из БРИКСа.
Если летом 2013 г. в Пекине, Москве, Дели, Бразилии и Претории раздумывали над тем, как создать общий стабилизационный банк с капиталом в $100 млрд., то теперь страны больше беспокоятся о том, как пережить новый грядущий экономический кризис.
Заглохший двигатель
Даже в эпоху процветания в БРИКС признавали, что главными экономическими силами организации являются Китай и Индия. Сейчас эти страны стали основной причиной проблем блока.
Китай, который в 2010 г. показал рост ВВП в размере 10,4% и стал абсолютным рекордсменом среди больших стран, постепенно замедляет свою экономику. В Институте Брукингса уверены: партийное руководство само видит, что рост экономики в последнее время был искусственно завышен, поскольку банковская система страны постоянно выдавала промышленности кредиты, даже когда та не нуждалась в них. Сейчас, по мнению аналитиков, общий размер займов, выдавших как частным, так и государственным компаниям, почти невозможно подсчитать.
По неофициальным данным, он может составлять $3,2 трлн., а это почти треть всего валового продукта страны. И значительную часть этих денег компании не смогут вернуть. Пока экономика росла и западные компании открывали свои производства в КНР – проблем не было. Но теперь, когда начался отток капитала, ситуация резко поменялась. При этом сейчас уже целые китайские провинции находятся в преддефолтном состоянии.
Ко всему этому добавляется и ситуация с рабочей силой. По мнению Лена Эдвардса, аналитика Centre for International Governance Innovation, в последнее время Пекин исчерпал свои людские ресурсы. По данным ООН, в 2014 г. впервые за 50 лет коэффициент восстановления населения в мире составит только 2,0 (то есть на одного умершего приходятся только два новорожденных). В то время как в 1955 г. этот показатель составлял 5,8. Поэтому эксперты прогнозируют, что к 2020-му в некоторых регионах Китая и Индии может начаться демографическое вырождение. «В соседних странах Азии низкооплачиваемая рабочая сила стоит дешевле, а поколение квалифицированных рабочих пока не успело вырасти в стране», – говорит он. По данным Boston Consulting Group, в 2013 г. более 200 западных компаний приняли решение вернуть свои производства на родину либо перенести их в страны Африки или Южной Азии.
Наконец Китай в последнее время все сильнее ощущает давление инфляции на свою валюту. Если летом 2013 г., когда большинство развивающихся стран вынуждены были девальвировать свои валюты минимум на 5%, он искусственно удержал курс, то в будущем Китай рискует попасть в ловушку «среднего дохода», когда зарплаты уже достаточно высоки, но производить продукцию с высокой добавленной стоимостью он еще не может.
В отличие от Пекина Дели не стремится сдержать свой экономический рост. Новый премьер Нарендра Моди, наоборот, хочет начать программу новой индустриализации. Видимо, политик понимает, что страна, несмотря на неплохие показатели роста ВВП в среднем на 6%, может уже в следующем году снизить их минимум на половину. Причина все та же: отток денег из Америки привел к проявлению в стране всех экономических проблем. Во-первых, это ужасная инфраструктура, не позволяющая развивать экономику страны. В последние годы правительство инвестировало туда всего $40 млрд., примерно такую же сумму в Дели ежегодно тратят на продовольственные программы для бедных жителей. В итоге по качеству и протяженности железнодорожных путей государство находится на уровне США ХIХ века.
Во-вторых, страна слишком увлеклась иностранными кредитами и инвестициями. По итогам 2013 г. внешний долг Индии составил более 40% ее ВВП, а для такого большого государства, чья валюта не имеет статуса резервной по всему миру, это немало. Поэтому сейчас, когда поток кредитов начинает падать, а экономика страны остается достаточно отсталой, непонятно, как Дели сможет бороться с ростом долгов и усиливающейся инфляцией.
Трое с проблемами
Остальные три страны БРИКС – Россия, Бразилия и Южная Африка – пока также не могут похвастаться высокими экономическими показателями.
Прогнозы по росту внутреннего валового продукта России в последние дни все более пессимистичные. Так, Международный валютный фонд снизил свой прогноз на 0,5% – до 1%. Главной причиной этого стало падение цен на нефть, которая уже достигла показателя $85 за баррель марки Brent и продолжит снижаться. Поэтому экономика страны, получающая 70% своих прибылей от продажи топливных ресурсов, не может не почувствовать этого удара. Первым отреагировал рубль, достигший исторического минимума – 42,6 руб. за доллар. Всего за три недели российская валюта подешевела на 5,9% по отношению к бивалютной корзине. Кроме того, годовая инфляция превысила 5-6%, которые были запланированы Центробанком России, достигнув уже отметки в 6,5%. По прогнозам российского правительства, в 2014 г. она может превысить 9%.
По словам первого зампреда Центробанка РФ К. Юдаевой, рубль может выдержать падение до 30%. Но чтобы этого избежать, Москва уже израсходовала $40 млрд. валютных резервов. В будущем, по мнению Василия Острова, профессора Венского института международных экономических исследований, Россия также потеряет более $100 млрд. от противостояния с Западом. Это может замедлить ее экономику еще на 0,5% в 2015 г.
По другую сторону Атлантики – в Бразилии – тоже нарастают экономические проблемы. В начале года издание The Economist прогнозировало рост ВВП страны на 2,5%, в основном за счет притока инвестиций после Чемпионата мира по футболу. Но этого не случилось. Наоборот, масштабные стройки дорог и стадионов привели к тому, что страна потратила на спортивное событие более $12 млрд., а рост валового продукта снизился до 0,9%.
Помимо этого, по бразильской экономике существенно ударило падение в последние два года цен на сырье. Дело в том, что инвесторы с началом восстановления мировой экономики уже не видят в руде или нефти привлекательного актива для своих вложений, поэтому цены на сырьевые материалы постепенно падали с ускорением в 3,1% в год. Этому также способствовало замедление роста экономики Китая, потребляющего до 25% всех мировых ресурсов. Еще больше ухудшил ситуацию в Бразилии отток американских инвестиций, составлявших более 60% в общем портфеле.
Наконец экономика в ЮАР в текущем году будет на грани рецессии. Причин тому несколько. Во-первых, как в случае с Бразилией, это падение спроса на сырье в мире и отток американского капитала. Во-вторых, постоянные забастовки на добывающих предприятиях, отпугивающие иностранных инвесторов. Сегодня более привлекательная в этом плане Нигерия или Ангола, где национальное законодательство жестче относится к профсоюзным движениям. Поэтому ЮАР из локомотива Африки сейчас становится страной с ослабленной экономикой и политической нестабильностью.
В итоге к 2015 г. страны БРИКС в целом создадут не более 8 млн. рабочих мест, тогда как США, Япония и кризисная Европа дадут работу минимум 10 млн. человек. Как следствие, сегодня уже никто не вспоминает об амбициозных планах этой организации создать новую мировую резервную валюту или аналог МВФ. Теперь страны решают свои проблемы поодиночке, и пока не могут вернуть себе экономическое ускорение.