В конце ноября Президент Украины Петр Порошенко удивил страну предложением привлечь в Кабмин иностранных специалистов. Предложение было одобрено – 2 декабря парламент назначил новых министров, в том числе троих иностранцев: министром экономического развития стал литовец Айварас Абромавичус, министром финансов – американка украинского происхождения Наталия Яресько, министром здравоохраниения – грузин Александр Квиташвили.
Литовский патриот Украины
Это на самом деле оказались новые лица – их выбирали не в кулуарах, а в международных рекрутинговых компаниях. И если Абромавичус был известной персоной на финансовом рынке, рядовой украинец его увидел впервые. Оппозиционный блок выступил против – мол, неужели нет специалистов среди украинцев? Но эти доводы затерялись в восторженных отзывах тех, кто имел общие дела с бывшим литовцем.
А. Абромавичус, хоть и получил гражданство, только став министром, с Украиной и ее порядками хорошо знаком. «Я – патриот Украины. Эта страна мне не чужда, так как я женат на украинке уже десять лет, последние шесть лет проживаю здесь», – с этих слов он начал свою речь в парламенте перед голосованием. «Но дело не только в лирике, он управлял 65 тыс. кв м недвижимости и 35 тыс. га земли в Украине», – рассказывает Мария Барабаш, управляющий партнер A7 Capital. Кроме того, по словам премьер-министра Арсения Яценюка, Абромавичус неоднократно участвовал в переговорах украинской стороны с международными финансовыми организациями о представлении помощи.
По мнению Александра Веденеева, руководителя отдела исследований AYA Capital, для общества в целом и для бизнеса в частности главный вопрос был не в конкретных персонах, а в том, насколько эта команда готова проводить реформы на основе новых общих базовых принципов, а нынешняя политическая элита – дать им возможность изменить существующую систему.
Снять реформы с ручника
На Абромавичуса бизнес возлагает большие надежды – в Верховной Раде Яценюк сообщил, что министр займется дерегуляцией и реформированием системы управления госкомпаниями.
«Нам очень хотелось бы, чтобы новые министры отстаивали идею о намного большей эффективности рыночного механизма распределения ресурсов, а также об обеспечении эффективности рынков как о главной роли государства в экономике. Правда, это будет чрезвычайно сложно – даже после Революции достоинства сохраняется сильное влияние старой элиты, сформированной во времена клептократично-олигархической модели. И по нашим ожиданиям эта элита вряд ли сможет быстро изменить свои принципы», – говорит Александр Веденеев.
Пока что Айварас Абромавичус настроен решительно: «Я по сути реформатор. Будем жестко обращаться с регуляторными органами, потому что госструктуры мешают бизнесу работать. Нужна реформа государственных предприятий. Работа предстоит долгая и сложная. Украина – бедная и коррумпированная страна, занимающая 112 в мире по легкости ведения бизнеса. Нужно очень быстро и жестко действовать, используя самые радикальные методы».
Что именно нужно делать – всем известно, не раз обсуждалось, чего ждут от Украины международное сообщество и украинский бизнес. Сам Айварас рассказал, что изобретать ничего не нужно, так как и цели, и пути их достижения описаны в коалиционном соглашении, основой которого является инициированная Президентом и разработанная Администрацией Президента «Стратегия реформ 2020». Так, по плану Петра Порошенко Украина к 2020 г. должна подняться с позорного 112 места в рейтинге легкости ведения бизнеса и войти в первую двадцатку, а в рейтинге глобальной конкурентоспособности – в топ-40.
Поэтому ключевая часть месседжа нового министра – быстро и жестко. Проблема предшественника Абромавичуса Павла Шереметы была не в том, что он не понимал, что нужно делать, а в том, что его идеям не хватало именно быстрой и жесткой реализации. Это касается работы всего правительства – говорится много правильных вещей, но делается в десятки раз меньше. Тем временем общество давно требует быстро и жестко.
Очистить от лишнего
Над пакетом реформ государственного управления Easy Business работала целая группа, включавшая сотрудников МЭРТ, самого министра, замглавы Администрации Президента Дмитрия Шимкива, известных экономистов и представителей гражданских организаций. Было обработано около 800 предложений по оптимизации госструктур, сокращения количества контролирующих органов и разрешительных документов. В итоге Абромавичус получит около 200 проектов законодательных актов, упрощающих работу как бизнеса в целом, так и в отдельных сферах экономики. Основная часть работы по дерегуляции уже сделана, теперь остается провести законы через Кабмин и парламент.
Что нужно для того, чтобы вести бизнес было легче, а страна улучшила показатели, видно из того же индекса Doing Business, и представители Всемирного банка регулярно говорят об этом украинским властям. В частности, одни из самых низких показателей – это международная торговля (где мы занимаем 153 место), налогообложение (157 место) и защита инвесторов (107 место).
Работать вместе
«Формирование эффективных рынков капитала – ключевое требование нынешнего времени. Этот рынок в Украине нужно строить практически с нуля – он нежизнеспособен и не выполняет свои базовые функции. Если новая команда добьется в этом успехов, мы придем к созданию механизма распределения ресурсов в экономике, более продуктивного, чем существующий. Без развития эффективного рынка капитала украинские компании никогда не смогут конкурировать с международными. Почти весь современный украинский бизнес достаточно капиталоемкий, и наши предприятия будут недостаточно конкурентоспособны в условиях неразвитости украинского рынка капитала», – поясняет Александр Веденеев.
Именно принятие решений о пенсионной и налоговой реформах должно стать испытанием на прочность команды. Представляя в Верховной Раде Наталию Яресько, премьер-министр отнес налоговую реформу к ее компетенции. Но практика показала, что позиция Минфина решает не все. А Мария Барабаш уверена: воплощение реформы будет делом Айвараса Абромавичуса даже в большей степени, чем Наталии Яресько.
В предыдущем правительстве создалась ситуация, когда все понимали необходимость скорейшего принятия налоговой реформы, но мешало не только желание отдельных бизнес-групп в парламенте влиять на текст законопроекта, но и разные взгляды на цели реформы внутри самого Кабмина. Минэкономики подготовило проект, который позволял бы дать толчок экономике, снизив налоги, но создал бы риск потерь для бюджета. Министерство финансов стремилось наполнить бюджет прямо сейчас, а министерство социальной политики – не допустить снижения поступлений в соцфонды.
На удивление сегодня все министры экономического блока отстаивают единую позицию: налоги нужно снижать. Кроме того, все трое сходятся во мнении, что ждать сокращения дефицита Пенсионного фонда для запуска второго уровня пенсионной реформы нет смысла – действующая солидарная система просто нежизнеспособна.
Защитить инвестора
Что касается еще одного задания министра экономики – защиты инвесторов, Абромавичус тут особенно хорошо подкован – он был первым заместителем председателя совета директоров Ассоциации по защите прав инвесторов России. Мария Барабаш считает, что его приход в правительство будет означать, что защита прав инвесторов выйдет на кардинально новый уровень. А это в свою очередь станет позитивным сигналом для желающих инвестировать в проекты Украине.
«Экономический рост возможен при условии создания благоприятного инвестиционного климата, где внутренний и внешний инвесторы будут чувствовать себя комфортно. Украина должна стать не просто лучше, чем сейчас, и не просто лучше, чем соседи, она должна стать лучшей по регуляторной базе во всем регионе», – сказал новоиспеченный министр.
Из инвесторов – в министры Айварас Абромавичус родился в 1976 г. в Вильнюсе. В 17 лет покинул Литву и поступил в Международный университет Конкордия в Эстонии. Полгода проучился в этом же вузе в США. В 20 лет стал сотрудником Hansabank, крупнейшего в Эстонии (сегодня дочерняя структура Swedbank), а в 22 года – директором департамента ценных бумаг этого банка. В 1999 г. переехал в Швецию для участия в проекте по интернет-брокериджу на развивающихся рынках. С 2002 г. – управляющий East Capital, которую с товарищами из Швеции сделал одной из самых успешных инвестиционных компаний Восточной Европы. По словам самого Абромавичуса, на данный момент East Capital инвестирует более чем в 40 стран, преимущественно относящиеся к развивающимся рынкам с общим капиталом около $4 млрд. Три года прожил в Москве, где приобрел 4%-ю долю в Сбербанке. В 2008 г. переехал с семьей в Киев, где возглавлял киевский офис компании East Capital. После назначения на пост министра экономического развития официально покинул компанию. Коллегами характеризуется как холодный, взвешенный и критичный инвестор, предпочитающий долгосрочные проекты. |