Король умер. Да здравствует король. Скажем мы вместе с народом дружественной Саудовской Аравии, взглянем на нефтяные цены, зажатые в рамки 48-50 долларов за баррель, которые лишь слегка взволновала смерть Абдуллы и вернемся к делам мирским. Все-таки политика королевства не должна изменится после перехода трона от более чем 90-летнего монарха к 79-летнему приемнику. Разве что российские товарищи попытаются организовать революцию, но в современном мире в это верится с трудом. А мирские дела в основном происходили в Европе. Множество миллиардеров и политиков слетелись в горы покататься на лыжах, покушать черной икры и поговорить о судьбах мировой экономики. Последняя и так чувствует себя неплохо, даже несмотря на тот факт, что МВФ пересмотрел прогноз ее роста, так что консилиум докторов может расслабиться. О чем явственно свидетельствует и уровень американских индексов. Утро пятницы индекс S&P500 начнет на отметке 2063 пункта.
Последний приступ оптимизма на рынке был вызван тоже сообщением из Европы. Марио Драги решил освежить свой образ и вышел с программой европейского количественного смягчения. И пусть ставки останутся неизменными, но объем вливаний от ЕЦБ составит 60 млрд. евро ежемесячно. Что совсем немного менее сумм, которыми в свое время радовал спекулянтов Бен Бернанке. Как результат, не только рост рынков и оптимизма, но и резкое падение евро. Которое теперь уже сильнее доллара только в 1,13 раз. То ли еще будет. Предсказуемое движение евро должно немного снизить уровень напряжения среди валютных спекулянтов, еще не оправившихся от движения швейцарского франка недельной давности. Как оказалось, не для всех в мире известно, что «Форекс — это ММСИС». Так вот цивилизованные аналоги наших форекс-брокеров получили подтверждения, что их модель глупа и не совершенна. Ведь крупнейшие из них не выдержали резкого движения франка, поплатившись за доброту свою и жадность, предоставляя клиентам плечо больше, чем имеют сами. Научились бы у наших, которые не выводят клиентов, конечно же, ради их блага, ни на какие мировые рынки, закрывая все внутри. Учится им и учится еще работе над рисками.
Возвращаясь к делам нашим скорбным отметим, что и для украинского рынка основные события происходили в Давосе. В среду там состоялся девичник, на котором встретились Кристин Лагард, как всегда бодрая и загоревшая, министр финансов Украины, наше все, Наталия Яресько и оправившаяся после выступления под куполом Валерия Гонтарева. Женскую компанию разбавил Президент Украины. В результате, рынки, наконец, получили подтверждения своих желаний и страхов. Практически. Сначала глава МВФ подтвердила, что скоро Фонд даст Украине денег, даст много и надолго. А потом случился комментарий Наталии Яресько, разгадать который участники рынка пытаются до сих пор. Как настоящая женщина, Министр финансов сказала достаточно много, но при этом так и осталось непонятно, что она имела в виду. И рынок продолжает гадать, чего же хочет женщина. Вчитываясь в каждую запятую текста, как на английском, так и украинском языке. Загадочные консультации с инвесторами, проанонсированные из Давоса, дали явный сигнал, что реструктуризация будет. Но, это уже давно было в цене. А вот какой она будет, так до сих пор и не ясно. Слова про среднесрочную перспективу намекают на мирный репрофайлинг, а вот фраза про устойчивость долговой нагрузки вызывает в памяти Грецию. В то же время сами переговоры пройдут уже после решения МВФ, что вряд ли предполагает жесткий разговор с инвесторами. Тем более, что в современном мире разговоры ведутся постоянно и «Yes» с немецким акцентом пани Наталия Яресько наверняка уже услышала.
В результате инвесторы разделились на пессимистов и оптимистов. При этом традиционно депрессивное настроение покупателей украинского долга заставляет их рисовать страшные сценарии со списанием 50% долга. Вызванные, скорее, не объективной реальностью, а демонами из их сознания. Зато корпоративные эмитенты, не успевшие еще провести обмен своих старых долгов на новые, теперь получили карт-бланш на разного рода реструктуризации, в первую очередь квазисуверенный сегмент. На этой неделе, еще до Давоса, уже состоялся фальстарт Феррэкспо, которое решило не дожидаться 2016 года, когда уже может быть не актуально, и решило под шумок провести реструктуризацию своих еврооблигаций. Теперь очередь подошла к государственным банкам, тем более погашение священной коровы украинского рынка еврооблигаций, Укрэксимбанка, должно состояться уже в апреле. А там и Укрзализныця на подходе. Тем более, что в Украине с завидной регулярностью взрывают железнодорожные мосты, а сами перевозки падают.
Спасти ситуацию, конечно же, могут только инвестбанкиры. Не успели мы забыть о ситуации с «Вовком з Уолл-Стріт», от которого открестился даже родной «Рошен», как проявил себя еще один бывший представитель инвестиционного банка, призванный недавно на службу. Как стало известно, креативным решением чиновника от транспорта Укрзализныце поручено проработать возможность переформирования двух скоростных поездов ЕКр1 “Тарпан” в четыре. Путем деления. Сразу видно, человек пришел с новыми идеями развития отрасли, что должно крайне позитивно сказаться на кредитоспособности Укрзализныци. Но, не стоит останавливаться. Почему только 4, ведь каждый из новых поездов можно разбить еще на 2, благо вагонов хватит. И тогда поездов будет 8. Так и реструктуризировать долг не придется, да и до Нобелевской премии недалеко. То ли по экономике, то ли по физике (в математике же не дают). Пока инвестбанкиры ушли служить Родине, дела на локальном рынке идут не шатко не валко. Гривна не выдержала вопросов депутатов и перевалила за отметку в 20,0. На рынке облигаций тишина, изредка нарушаемая покупкой долларовых облигаций. А рынок акций так и не может вытащить сам себя за косичку, и утро пятницы индекс УБ откроет на отметке 1023 пункта. И невдомек ему, что в Давосе для внутреннего рынка все сложилось как нельзя лучше. Но Давос далеко, а все хорошие новости пока тонут в киевском тумане. Разбавить скуку и пессимизм должна презентация по случаю двойного листинга «Мироновского хлебопродукта». Это история о том, что невозможное возможно, и после нескольких лет борьбы случилось то, во что не верили не только пессимисты, но и реалисты. Теперь не только инвесторы в еврооблигации будут получать удовольствие от общения с финансовым директором компании (тут вообще без иронии). На рынке акций появится первый эмитент, которому не все равно.