Site icon Companion UA

История несбывшейся мечты

Ситуация вокруг Мрії, одного из крупнейших агрохолдингов Украины, допустившего дефолт, обрастает новыми фактами. Несмотря на праздники, первый месяц наступившего года принес множество интересных подробностей в истории противостояния владельцев компании с ее кредиторами. 

Новое начальство

После начала ликвидации Восточнокарибским верховным судом 15 декабря мажоритарного акционера Мрії – компании HF Assets Management Limited – кредиторы активизировались и сочли необходимым назначить новое руководство. Бондхолдеры сетуют на сложности в переговорном процессе с собственниками и менеджментом компании. При этом они готовы назначить управленцев без одобрения менеджментом Мрії, который, по их убеждениям, избегает встреч с кредиторами. По словам главы комитета кредиторов Джованни Сальветти, кредиторы лишь пытаются максимизировать возвратность своих кредитов и не доверяют больше ни собственникам компании, ни ее руководству. 

Желающие вернуть заемные средства структуры уверяют, что Николай Гута, экс-гендиректор агрохолдинга, неоднократно публично заявлял, что контроль над компанией должен быть передан кредиторам как новым экономическим владельцам бизнеса. Пресс-служба Мрії эту информацию подтверждает, но формального заявления компании о таком шаге не было. «Оценивая уровень просроченной задолженности компании перед кредиторами, они де-факто являются собственниками бизнеса», – заверяет Джованни Сальветти. 

23 января бондхолдеры обнародовали результат своих стараний: из шести команд топ-менеджеров кредиторы отобрали одну в составе нового генерального директора, финансового и операционного директоров. Имена возможных руководителей одного из крупнейших руководителей агрохолдинга кредиторы обещают обнародовать после их фактического вступления в должности. Но когда это произойдет – не прогнозируют. Причиной такого поведения, уверяют эксперты, может быть тот факт, что кредиторы не уверены в правомочности своих действий, к тому же, по просьбе , они не смогли подтвердить законность создания данных комитетов. Джованни Сальветти сообщил лишь, что пошаговый план работы кредиторов с компанией был согласован, но Мрія нарушила его первое условие – назначение антикризисного менеджера по представлению самих кредиторов. В агрохолдинге такой шаг объяснили тем, что предложенная кандидатура руководство компании не устроило. Однако в Мрії настаивают, что комитеты кредиторов могут быть созданными юридически только в том случае, если объединят всех тех, кому агрохолдинг должен. На сегодня же ряд финучреждений самостоятельно отстаивает свои интересы в судах, не координируя действия с комитетами. 

Поторопились?

Не дождавшись диалога с совладельцами Мрії, обеспокоенные отсутствием конструктива кредиторы обратились в МВД с просьбой поспособствовать поиску экс-гендиректора компании Николая Гуты. В результате 14 января его объявили в розыск с подозрением в мошенничестве в особо крупных размерах. Со ссылкой на данные следствия советник главы МВД Антон Геращенко сообщил, что Николай Гута подозревается в присвоении мошенническим путем денег восьми иностранных инвестиционных фондов на общую сумму более $100 млн. «Это преступление является особенно тяжелым, поскольку санкция статьи предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от 5 до 12 лет с конфискацией имущества», – говорит юрист юридической компании L.A. Group Кристина Мигаль. А уже 17 января Гута стал трофеем для Интерпола. Ему предъявлена красная карточка, предполагающая временный арест и экстрадицию подозреваемого в случае обнаружения его за рубежом. 

Однако Николай Гута обвинения опровергает: «То, что я не доехал до Украины, вовсе не значит, что я сбежал». Он называет открытое дело политическим с элементами рейдерства. Свое отсутствие на встречах с кредиторами в январе Н. Гута объясняет тем, что на период праздников ушел в краткосрочный отпуск. «Я ни разу не был в правоохранительных органах, не получал повесток и узнал обо всем через газеты», – возмущается экс-глава Мрії, добавляя, что в декабрьских собраниях он принимал участие. Сейчас Николай Гута, по его же словам, находится не в Украине, но принял решение не возвращаться в Киев, пока его юристы не определят следующие шаги. 

Сохранить или уничтожить? 

Намерения и кредиторов, и менеджмента сохранить Мрію в целости и сохранности пока остаются весьма абстрактными. Ведь отношения между сторонами стали еще более напряженными, и конструктивного диалога за неимением Н. Гуты ожидать неоткуда. По словам аналитика инвестиционной компании Eavex Сapital Ивана Дзвинки, сохранность бизнеса будет зависеть от готовности всех кредиторов работать слажено как одна команда: «Им следует отказаться от краткосрочных целей для достижения долгосрочной – построения эффективной, прозрачной и прибыльной бизнес-модели». И. Дзвинка считает, что для этого необходимо отозвать судебные иски некоторых кредиторов относительно банкротства группы. Кристина Мигаль отмечает, что выполнение требований отдельных кредиторов может быть неэффективным, если подтвердятся подозрения о фактическом выводе большинства активов агрохолдинга экс-менеджментом. При этом эксперты единогласны во мнении, что если вину Николая Гуты удастся доказать, это станет показательным примером для других недобосовестных топ-менеджеров и поспособствует улучшению бизнес-климата в стране. «Ситуация с этой компанией негативно отразилась на настроениях как инвесторов, так и кредиторов. Кто готов вкладывать деньги в страну с высокими коррупционными рисками и непрозрачным бизнесом?» – отмечает исполнительный директор ассоциации Украинский клуб аграрного бизнеса Александр Жемойда. При этом успех Мрії, по мнению И. Дзвинки, невозможен без готовности кредиторов внести необходимую сумму оборотных средств для обеспечения посевной и функционирования предприятия. Не обойдется, естественно, и без эффективного менеджмента с опытом успешного решения такого рода ситуаций.

Справка:

Агрохолдинг Мрія основан в 1992 году Иваном и Клавдией Гутами. Земельный банк холдинга превышает 300 тыс. га, сосредоточен в западных областях Украины. Мрія специализируется на выращивании пшеницы, ячменя, рапса, сахарной свеклы, гречихи, картофеля и проч. 20% компании торгуются на Франкфуртской фондовой бирже

Exit mobile version