Обороты интернет-торговли в Украине растут в среднем на 30% в год. По данным компании InPost, наш интернет-рынок входит в тройку наиболее активно растущих в Европе, а значит – стратегически важен для компании. Собственно, весной 2013 г. InPost уже заявляла об экспансии в Украину. Тогда планировалось установить в партнерстве с компанией Міст-Експрес 20 почтоматов в Киеве и еще 30 в регионах страны. Но планам не дано было сбыться.
Кроме того, сегодня известно о самостоятельном тестировании подобной услуги компаниями Новая Почта и того же Міст-Експреса. А компания PickPoint уже сейчас располагает небольшой сетью почтоматов по всей Украине. Более того, в сентябре 2014 г. одно из крупнейших украинских финучреждений – ПриватБанк – заявило о своем выходе на рынок электронной коммерции в роли посредника между интернет-магазинами и покупателями. Один из шагов к этому – установка в представительствах своей сети банковских отделений почтоматов (совместно со службой доставки Ин-Тайм).
А что же InPost? Компания планирует до конца года довести число почтоматов в Киеве до 40. Но главное – она заявила, что в III-IV кварталах 2015 г. стартует трансграничная доставка товаров из зарубежных интернет-магазинов в Украину. А это – рынок объемом около $600 млн. в год.
О том, как для компании и ее основателей все начиналось, о планах в Украине и мире рассказывает президент InPost Рафал Бжоска.
Выход на монополизированный рынок
Наша компания начинала свою работу в обычном почтовом бизнесе в Польше. Мы доставляли письма, но вовремя осознали, что бумагу стремительно заменят электронные письма, и переключились на посылки. Но это – высококонкурентный рынок, а значит нам нужно было менять его правила, предложить что-то уникальное по цене и механизму доставки. Собственно, так и пришла эта оригинальная идея с почтоматами.
У нас часто спрашивают, как мы собираемся работать на украинском рынке, если здесь есть ряд крупных игроков, таких, например, как Новая Почта или другие курьерские службы. На самом деле на этом рынке у нас минимум конкурентов. Мы не планируем заниматься доставкой «склад-склад» или «от двери к двери». Почтоматы – наше ключевое предложение. А крупных игроков, присутствующих на рынке логистики, мы расцениваем не как конкурентов, а как потенциальных партнеров.
Сложность в том, что украинцы не привыкли к такой услуге, как доставка через почтоматы. Но у нас есть уже опыт выхода на рынки многих стран. И везде «привыкание» пользователей происходило по одинаковой схеме. В каждой стране, куда мы заходим, InPost является, как правило, первым представителем подобной услуги. Далее – мы проводим обучение потенциальных клиентов на сайтах интернет-магазинов, наших партнеров. Задача – убедить клиентов, что наша доставка 24 часа в сутки, 7 дней в неделю, 365 дней в году самая удобная, дешевая и быстрая. Кроме того, на каждом из терминалов есть простая инструкция для пользователей.
Как правило, в каждой стране нашими первыми клиентами становятся компании сетевого маркетинга, например, Avon и Oriflame. Следом за ними – несколько крупных интернет-магазинов электроники, после – компании, занимающиеся продажей книг. И мы ожидаем, что в Украине наша экспансия на рынок пройдет подобным образом.
В InPost полностью осознают ситуацию, сложившуюся сегодня в Украине. Мы решили продвигаться вперед постепенно, шаг за шагом, продолжая внимательно наблюдать за политической ситуацией. Но мы были на этом рынке первыми и готовы брать на себя соответствующие риски.
Ситуация на мировом рынке доставки через почтоматы
Уже сегодня ряд мировых компаний копируют нас. Amazon установил 170 почтоматов в Вашингтоне и Лондоне. Google сделал то же в Сан-Франциско. Сейчас у компании в этом городе около 30 терминалов. А InPost ожидает, что до конца года общее число наших почтоматов в мире превысит 5500. И в этих цифрах – огромная разница. InPost будет стремиться сохранять ее и далее. Мы хотим быть более агрессивными, охватывать больше рынков, внедряя на них наши решения.
Прошлогодняя прибыль компании – $80 млн. В 2014 г. ожидается сумма в $150 млн. Таким образом, за год InPost выросла практически в два раза. Мы не публичная компания и поэтому не афишируем свои прогнозы роста, но в среднем планируем увеличивать прибыль ежегодно не менее чем на 30%.
Оборот в Украине сегодня небольшой – около €2 млн. Но ведь мы и доставляем только в один город – Киев. А в идеале в радиусе около восьми километров должен быть минимум один почтомат. Хотя все зависит от конкретной страны. В Польше, например, мы достигли радиуса немногим более трех километров. В Украине все будет зависеть от темпов роста рынка электронной коммерции. Сегодня его объем – $2 млрд. А вот когда он достигнет $15 млрд., понадобится около 1000 почтоматов. Снова сравним с Польшей: в этой стране сегодня 1100 терминалов при населении в 30 млн. человек.
Согласно прогнозам компании InPost, украинский рынок электронной коммерции может достигнуть планки $15 млрд. в ближайшие пять лет, но только при условии, что существенно поменяется политическая ситуация в стране.
Чего ждать от InPost в ближайшем будущем
Главные изменения в компании произошли два года назад: мы начали выходить на международный рынок. Уже инвестировали в это €150 млн. и планируем вложить еще €130 млн.
Уже в апреле предложим нашим клиентам в Евросоюзе решения по трансграничным доставкам посылок. Еще через два месяца эта услуга будет доступна и украинцам. А это – хоть и проблемный, но наиболее перспективный сегмент рынка логистики здесь. Нашим партнером в этом направлении станет одна из немецких компаний. К сожалению, я не могу пока ее называть.
В компании InPost уверены, что ключевыми во время любого кризиса являются инновации. Хотя это и сложно – компании стараются не тратить много средств. Но есть рецепт: можно использовать инновацию, которую предлагает кто-то другой. Помогая другим, можно помочь себе. Например, сегодня InPost занимается внедрением холодильных камер, работающих наподобие почтоматов. Мы считаем, что это кардинально изменит ситуацию с покупкой продуктов онлайн. На первых порах – в Евросоюзе, конечно. В Украине не стоит ожидать внедрения таких решений до тех пор, пока не появится один мощный игрок в сфере розничной торговли продуктами, в том числе и через интернет.
А в целом компания не строит далеко идущих планов, например, на пять лет. На собственном опыте мы знаем: через пять лет планы и реальность совершенно не совпадут. Поэтому, даже если и приходится прогнозировать, то на период не более 24 месяцев.
А уж если говорить не о прогнозах, а о мечте, то у меня есть одна: 40 тыс. почтоматов по всему миру, в том числе и на американском рынке. И по одному почтомату – у головных штаб-квартир Amazon, Google и eBay.
Рафал Бжоска окончил Краковский экономический университет по специальности «менеджмент и маркетинг». В 2006 г. создал компанию InPost и предложил идею терминалов для доставки.
Сегодня компания работает на рынках 22 стран, среди которых: Великобритания, Польша, Италия, Франция, Чехия, Украина, Саудовская Аравия, Россия, и др.
InPost входит в топ-5 инновационных компаний Центральной Европы (по данным Deloitte, 2012 г.).