Site icon Companion UA

Неидеальная премия

«Все мы не идеальны в этом ми­ре, никто не идеален», – сказал в воскресенье 11 ян­ва­ря американский режиссер Ричард Линклейтер о главной идее своей картины. В тот вечер в зале для торжеств отеля Beverly Hilton в Лос-Анджелесе его «Отрочество» получило главный приз премии «Золотой Глобус» в категории «Лучший фильм, драма».

В нынешнем году Golden Globe Award (GGA) вручает награды уже в 72-й раз в истории. И, надо сказать, как и у героев фильма Линклейтера, образ знаменитой премии тоже отнюдь не идеален. Учрежденная в 1943 году, GGA стала одной из самых желанных мировых наград в сфере кино и телевидения.

Однако в конце 2003 года по кабельному каналу Trio в США был показан фильм под названием «Золотой Глобус: Маленький грязный голливудский секрет», который ставил под сомнение квалификацию экспертов премии. «Всего их чуть более 90 человек, и многие не известны в профессиональной среде как серьезные кинокритики», – сообщает зрителю режиссер-документалист Викрам Джайанти устами инсайдеров киноиндустрии.

Президент GGA Лоренцо Сориа отказался от развернутых комментариев, публично обвинив автора в предвзятости. Пожалуй, его опровержение выглядело не слишком убедительным. Закулисные механизмы «Золотого Глобуса» до сих пор вызывают вопросы, но «караван», как говорится, идет. Один из главных скептиков – Джон Пауэрс, кинокритик издания L.A. Weekly (ныне он пишет для Vogue), отдал премии должное, сказав: «Даже если люди из «Золотого Глобуса» в основном идиоты, часто их выбор бывает лучше, чем у «Оскара»».

Действительно, похоже, младший брат Academy Awards за годы своего существования превратился в своего рода рупор коллективного киноразума, вердикт которого почти не зависит от субъективности или некомпетентности (если таковая действительно имеет место) отдельных экспертов. В этом году GGA в очередной раз продемонстрировала взвешенность своих оценок.

Да, можно не соглашаться с присуждением главной награды «Отрочеству» – безусловно, уникальному фильму о взрослении молодого человека, снимавшемуся на протяжении 12 лет, но вряд ли кто-то будет оспаривать заслуженность этой победы. Среди прочих триумфаторов «Золотого Глобуса» оказался «Левиафан» Андрея Звягинцева – история библейской глубины об отношениях человека, государства и бога в условиях современной России. Это тоже достаточно ожидаемая победа.

Лучшим мини-сериалом объявили черную комедию «Фарго» с Билли Бобом Торнтоном в роли идеального убийцы Лорна Малво, снятую по мотивам одноименной ленты 1996 года братьев Коэнов. В 2015-м, кстати, телеканал FX выпустит его продолжение. Другое качество юмора демонстрирует трогательная картина «Отель «Гранд Будапешт»» Уэса Андерсона, признанная лучшей в категории «Комедия или мюзикл». Личные «Глобусы» получили Майкл Китон (pоль актера-неудачника в «Бердмэне»), Джулианна Мур (женщина, борющаяся с болезнью Альцгеймера в фильме «Все еще Элис»), великолепный Дж. К. Симмонс, сыгравший жестокого дирижера в джазовом триллере «Одержимость», и др.


Никто из экспертов «Золотого Глобуса» не числится в Американской киноакадемии, от голосования которой зависит распределение «Оскаров». Однако многие из «академиков» присутствовали на январской церемонии в Beverly Hilton. Их одобрительная реакция позволяет сделать вывод, что «Золотой Глобус», как и прежде, является верным индикатором для оскаровских прогнозов.

Разумеется, гарантированных предсказаний сделать нельзя. Джулианна Мур, Дж. К. Симмонс и Патриция Аркетт («Отрочество»), отличившиеся проникновенными речами, скорее всего, сохранят первенство в актерских номинациях. Но великолепный «Бердмэн» мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту, неожиданно для многих уступивший в своей номинации «Отелю…», может отыграть позиции. «Ида» поляка Павла Павликовского в прошлом году обошла «Левиафана» Андрея Звягинцева в конкурсе Европейской киноакадемии, а значит может взять реванш и на «Оскаре».

Наконец в самой престижной категории «Лучший фильм» доставить беспокойство «Отрочеству» могут историческая драма «Сельма» (о марше афроамериканцев 1965 года в Алабаме) и картина «Игра в имитацию», посвященная судьбе британского шифровальщика, героя Второй мировой войны и гомосексуалиста Алана Тьюринга. В этом же разделе после обнародования 15 января номинантов оказался «Бердмэн» и «Одержимость» Дэмьена Шазеля.

Для усиления интриги остается лишь добавить, что за последние десять лет только четырежды лучший фильм по версии «Золотого Глобуса» стал одновременно также и «Лучшим фильмом года», по мнению киноакадемиков. Искусство – это, конечно, не спорт, но премиальная гонка, которую американцы устраивают зимой, весьма увлекательна.

Exit mobile version