Site icon Companion UA

В ближайшее время появится новый законопроект о начислении ЕСВ

Действующая норма о применении в 2015 году понижающего коэффициента 0,4 к ставке ЕСВ для начисления, в среднем наиболее используемой 37%, (а не к ставке для удержания!) применяется только при выполнении определенных условий. Их четыре. Чтобы не перегружать деталями, я отдельно остановлюсь на первом, по сути, ключевом условии, которое и определяет, кто из работодателей сможет в 2015 году применять пониженную ставку. Это условие звучит так: чтобы применить понижающий коэффициент, общая база для начисления ЕСВ за месяц в 2015 году должна быть минимум в 2,5 раза выше, чем среднемесячная база для начисления ЕСВ за 2014 год.

То есть, грубо говоря, фонд оплаты труда в 2015 году должен быть увеличен минимум в 2,5 раза по сравнению с 2014 годом. Напомню, что как предыдущая, так и действующая редакция закона устанавливают максимальную сумму (на сегодняшний день – 20 706 гривен) на которую может быть начислен ЕСВ. 

В зависимости от того, как к компаниям применяется понижающий коэффициент, их можно условно разделить на три группы.

Первая группа работодателей – это те, кто платит минимальные заработные платы, при этом основная часть заработной платы выплачивается неофициально или, как принято говорить, «в конвертах». Для этой группы работодателей перспектива начать выплачивать всю заработную плату официально выглядит привлекательно. Если «в конверте» выплачивалось минимум в 2,5 раза больше, чем по ведомости, то перевести всё в официальную ведомость и платить на эту общую сумму не 37%, а 14,8% – весьма хорошее предложение. Я сейчас не буду комментировать последствия раскрытия информации о предыдущих схемах с конвертами и нормы о налоговом компромиссе – это тема, заслуживающая отдельного внимания.

Вторая группа работодателей – это те, кто платят официально, но невысокие заработные платы. Такие работодатели также могут рассмотреть вопрос о повышении заработных плат своим сотрудникам. И для этого необязательно поднимать зарплату в 2,5 раза, минимальное повышение должно составить 30% – это второе из четырех условий, при выполнении которого можно применять понижающий коэффициент.  Правда, в этом случае размер понижающего коэффициента будет варьироваться от 0,77 до 0,4 (предельно допустимого в 2015 году), исходя из соотношения среднемесячной базы начисления ЕСВ за 2014 год к базе начисления ЕСВ за определенный месяц 2015 года.  Например, если среднемесячная база для ЕСВ в 2014 году составила 5 000 грн. (включая зарплату, премию, отпускные и проч.), а в январе 2015 этот показатель составил 6 500 грн. (на 30% выше), то понижающий коэффициент составит 0,77 (5 000 / 6 500).

Третья группа работодателей – это те, кто платят официально и высокие зарплаты (в среднем, более 20 706 грн. в месяц в расчете на одного сотрудника). Такие работодатели вообще не смогут воспользоваться понижающим коэффициентом.  Первое условие не сможет быть выполнено вообще никогда, поскольку независимо от того, на сколько работодатель повысит заработную плату своим сотрудникам, база для начисления ЕСВ еще до такого повышения была максимальной!  Возьмем второе условие: повысим зарплату на 30%. Удастся ли в этом случае воспользоваться хотя бы расчетным коэффициентом?  Ответ: нет, поскольку соотношение базы ЕСВ за 2014 год и базы ЕСВ января, февраля и т.п. 2015 года всегда будет составлять 1, опять-таки, потому, что база ЕСВ еще до повышения была максимальной.

Проработав в сфере налогообложения уже более 15 лет, я привыкла не искать справедливости в нормах о налогообложении и отношусь к вопросу о справедливости налогообложения философски, но предполагаю, что для большинства компаний, которые платили и продолжают платить заработные платы официально, да еще и высокие заработные платы, данная норма, конечно, воспринимается как демотивирующая. Для добросовестных налогоплательщиков данная норма как минимум не устраняет проблему несправедливой конкуренции, возникшей по причине того, что другие игроки отрасли платили часть зарплаты «в конвертах». Допустим, в сфере торговли товаром Х работают две компании – А и Б. А платит 100 гривен официально.  Б платит только 10 официально, а 90 – в конверте. Расходы первой (включая ЕСВ) составят 137 (100+100*37%), а второй – 104 (10+10*37%+90).  Налицо нечестная игра со стороны компании Б, которая добивается снижения операционных расходов путем ухода от налогообложения. При этом ценой такого подхода являются налоговые риски, которым она себя подвергает. Попытка вывести компании Б из тени приводит к тому, что компания А продолжает нести расходы 137, а компания Б – 113.6 (100*37*0.4), и при этом уже не несет никаких налоговых рисков. Как видим из этого примера, государство получит дополнительные поступления, но является ли это хорошей сделкой? Я так не думаю. При этом мы понимаем, что на сегодняшний день одной из ключевых задач государства является детенизация экономики.

Данный закон, несмотря на все его несовершенство, является одним из немногих реальных шагов по решению этой задачи в части легализации фонда оплаты труда. Но пока что он не дал существенных результатов. Во-первых, под критерии данного Закона большинство компаний не подпадают, во-вторых бизнес все еще опасается идти на подобные сделки с государством.
По имеющейся информации, разработан и в ближайшее время будет зарегистрирован в Парламенте новый законопроект по ЕСВ, направленный на расширение перечня предприятий, подпадающих под действие этого Закона. Законопроект предусматривает следующие три критерия:

Законопроект предлагает рассчитывать коэффициент уменьшения компаниям самостоятельно. И граничное значение понижающего коэффициента не может быть ниже 0,4. В случае принятия данного законопроекта, перечень предприятий, которых коснутся данные нормы, существенно расширится, а часть вопросов относительно необоснованности льгот будет снято.

Exit mobile version