Site icon Companion UA

Таможня дает добро… берет добро

На прошлой неделе заместитель главы ГФС Украины Анатолий Макаренко встретился с представителями Европейской бизнес-ассоциации и рассказал об изменениях в таможенном законодательстве и мерах, применяемых в Украине для упрощения таможенных процедур. Говоря о борьбе с контрабандой, А. Макаренко отметил, что государство обязано демонстрировать обществу реальные действия и результат, а также публично привлекать к ответственности. 

Так сложилось, что тоже на минувшей неделе разразился скандал с обнародованием переписки лидера депутатской группы «Экономическое развитие» Виталия Хомутынника с главой Одесской обладминистрации Игорем Палицей относительно условий и цен «решения вопросов» на таможне. Из этой переписки следует, что высшие чиновники знают о коррупционных действиях на таможнях, но не хотят в это вмешиваться. В деле оказались замешаны и Анатолий Макаренко, и сам директор департамента анализа рынков и противодействия таможенным правонарушениям Александр Мухин. 

Пока официального опровержения не последовало,  решил разузнать о прохождении таможенных процедур у самих участников рынка.

Стабильная проблема

Тема таможни оказалась достаточно закрытой для обсуждения. Те предприниматели, которые сталкиваются с коррупцией, не выносят сор из избы, поскольку не верят, что публичные возмущения им помогут. Они или «решают вопросы» (что значит сей эвфемизм, известно любому бизнесмену Украине), или пытаются обращаться за помощью к юристам. Общую проблему озвучила Александра Томашевская, консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, генеральный директор компании Е.С. Консалтинг: «Коррупция существует, как и раньше.

Ничего не поменялось. Предприниматели жалуются на то, что их отправляют на экспертизу кодов в отдел номенклатуры (за взятки не отправляют). С таможенной стоимостью бардак, импортеры НДС платят иногда от 40 до 100% от контрактной цены и т. п. Индикативные цены устанавливаются часто на уровне выше рыночных». Зная, что товар скоропортящийся, таможенники особенно ставят палки в колеса, затягивают время прохождения контроля для получения взяток. Даже если товар оказался бракованный и подлежит возврату, но на него имеется ГТД, все равно заставляют платить. Бизнесмены признаются, что существует такса за беспроблемную растаможку, можно «решить вопрос» за $3-4 тыс. с машины. 

«Особых изменений к лучшему мы пока не ощутили. Правда, и стабильность в данном вопросе является неплохим показателем работы правительства: бизнес знает, на что ему ориентироваться, и чего ожидать», – осторожно характеризует ситуацию Андрей Ивасив, заместитель председателя совета директоров логистической компании Деливери. Бизнесмены отмечают, что встречи руководства таможни с субъектами внешнеэкономической деятельности не ведут к ускорению и минимизации таможенных процедур. «Реальной помощи для предпринимателей мы так и не наблюдаем. В руках таможни оказываются сильные инструменты влияния: требования о предоставлении дополнительных документов, досмотр груза, несогласие с таможенной стоимостью или кодом товара. Не всегда эти требования обоснованы законодательно и тем более регламентированы по времени», – высказывает общее мнение участников рынка Андрей Ивасив.

Проблемные точки

После оккупации полуострова наиболее проблемным пунктом прохождения стала Херсонская таможня, через которую идет прямой путь на Крым, считают в Деливери. «На сегодня единственный выход для украинской стороны – выработать доскональный документальный порядок прохождения таможни», – предлагает А. Ивасив. 

В ГФС отмечают, что недопоступления от Крымской и Севастопольской таможен за 2014 г. составили 1,8 млрд. грн.

По информации Светланы Шипиль, директора департамента международной дистрибуции компании Рабен Украина, в последнее время самыми проблемными стали пункты пересечения украино-российской границы, где автомобили задерживали, мотивируя несовпадением веса товара в товаросопроводительных документах с фактическим (в основном на п/п Бачевск – Троебортное, Погар – Гремяч). 

Вследствие проведения АТО (что уже окрестили антитранзитной операцией) поступления от Восточной и Луганской таможен в 2014 г. снизились на 3,5 млрд. грн.

О коррупции и простоях на Южной таможне (Одесский и Ильичевский порты) бизнесмены кричат уже многие годы. По мере роста объемов контейнерных перевозок товаров и сырья морским путем из Китая, Индии, Турции проблема только усугубляется. 

«К сожалению, восемь «сменных начальников Южной таможни», упорство портовых администраций на сохранении прежних схем – реальные проблемы в нашей работе, – говорит Александр Захаров, координатор движения «НЕТ коррупции на транспорте». – Мы системно работаем над тем, чтобы изменить практику деятельности в портах, таможнях, других службах, прекратить источники коррупции, то есть разорвать те технологические схемы оформления, работы с документами, которые выстроены именно и исключительно под взятки». Он отмечает, что системного взяточничества (то есть ситуаций, когда просто кто-то кивает наверх с намеком, что обязательно надо платить или сразу, или по итогам месяца, а иначе груз будет стоять «до решения вопроса») уже нет. Осталось «щипачество» (мелкие взятки за общение с любым инспектором и использование разных таблиц стоимости для тех, кто «платит», и для прочих).
Если не платить, груз могут остановить, и будут убытки от простоя. 

По мнению Александра Захарова, скорость оформления грузов в портах – свидетельство наличия или отсутствия части коррупционных проявлений. И за последний год общественникам удалось «в ручном режиме» (то есть без изменений законодательства) снизить время оформления грузов с 10-12 часов в Одесском порту и 24-30 часов в Ильичевском до 2-3 часов и 5-7 соответственно. 

«Здесь есть с чем работать и к чему стремиться. Взвешивание грузов, прохождение через порт – все осуществляется по завышенным тарифам, – отмечают в Деливери. А. Ивасив считает, что для решения этой проблемы должна быть обозначена прозрачная рыночная стоимость услуг, позволяющая оптимизировать процессы перевозок и заблаговременно оценить риски для украинского бизнеса. 

При этом обилие во всех торговых точках дешевых контрабандных китайских и турецких товаров свидетельствует о том, что контрабанда проходит через таможни по-прежнему. 

«Полезные» посредники

Чтобы таможенное оформление товара проходило без проблем, бизнесмены предпочитают пользоваться услугами таможенных брокеров, имеющих «большой опыт» и «нужные связи» в таможне и в сопутствующих службах. 

Плата за услуги брокеров официальна и законна. Только то, что некоторые таможенные служащие прямо направляют предпринимателей к «дружественному брокеру», имеет прямое отношение к коррупции. «Раньше руководство таможни четко диктовало, к какому брокеру необходимо обратиться, чтобы не было проблем с документами. Сегодня организация имеет право выбора таможенного брокера, который будет оформлять необходимые документы, то есть этот момент стал более прозрачен», – делится одесский юрист, адвокат Оксана Батченко. – Состав «проверенных» брокеров не изменился, но они уже не настолько популярны, как ранее». Правда, сегодня таможенный брокер вынужден договариваться конкретно по каждому контейнеру, а не в целом, как ранее. Прецедентов судебных разборок бизнесменов с таможней в последнее время юристы не припомнят. 

Мягкая люстрация

Процесс кадровой очистки в налоговых и таможенных органах был начат еще в марте 2014 г. По состоянию на январь этого года были уволены более 6,5 тыс. должностных лиц, проинформировала пресс-служба ГФС. В рамках действия Закона «Об очищении власти» были уволены 73 сотрудника. 

«На 28 января 2015 г. в ГФС поступило 153 запроса о проведении люстрационных проверок и подготовлено 35 заключений об их результатах», – не постеснялся сообщить такие смешные цифры председатель ГФС Украины Игорь Белоус на заседании правительства. По его словам, подразделения собственной безопасности ГФС провели 3,8 тыс. служебных проверок и расследований по противодействию коррупции, в результате чего были уволены 92 человека. Данных конкретно по таможенной службе нет, однако заметен невысокий процент изменения кадрового состава. Для сравнения: в Сингапуре с началом реформ уволили всех бывших сотрудников таможни. 

«К сожалению, с приходом новой власти руководство таможенных органов осталось старым (что касается локальных таможенных подразделений), высшее руководство таможни то же, что и было четыре года назад. В связи с этим никаких кардинальных изменений не наблюдается», – констатирует Светлана Шипиль.

«Люди меняются, а система остается та же, – рассуждает Андрей Ивасив. – Чем выше полномочия, тем сильнее искушения. И так будет до тех пор, пока не будет выработана жесткая система контроля за соблюдением законности при прохождении таможенного оформления». 

«Электронная таможня» и другие реформы

Чтобы минимизировать человеческий фактор при прохождении таможенных процедур и ограничить коррупционную составляющую, в 2012 г. была запущена программа создания многофункциональной комплексной системы «Электронная таможня». Участники рынка отметили как положительный сдвиг, что появилась возможность оформлять таможенную декларацию удаленно, находясь в любом городе Украины. Однако прохождение остальных таможенных процедур проще не стало.

В декабре прошлого года Анатолий Макаренко заявил о готовящемся внедрении механизма статуса уполномоченного экономического оператора, с которым «солидные» компании смогут получить существенные упрощения при работе с таможней, в частности, при экспорте продукции в Евросоюз. Ожидается, что это будет право оформлять товар на таможне без сертификата его происхождения и самостоятельно составлять таможенную декларацию. Сложность, как всегда, в деталях: придется стать абсолютно прозрачными, то есть дать доступ таможне к информации обо всех операциях компании, и доказать украинское происхождение продукции, подпадающей под преференции. Также нужен опыт не менее года в торговле товарами преференционных групп без нарушений таможенного законодательства, чем многие компании похвастаться не могут. 

Если глянуть на ближайший наш образец для подражания – Грузию, то там реформа таможни была более радикальной. В стране решили стать таким же центром перевозок, как Сингапур, и сократили количество тарифных ставок на импорт с 16 до 3. Количество документов, которые должен был подавать импортер, сократили с 52 до 2. В Гонконге в свое время вообще отменили таможенные пошлины, так же как и НДС. 

В декабре минувшего года произошло знаковое событие в международной торговле: 159 стран – членов ВТО приняли так называемый Балийский пакет договоренностей. Все согласились на упрощение процедур таможенного контроля и снижение тарифов на торговлю продукцией сельского хозяйства и промышленными товарами, преференции бедным и развивающимся государствам. Ожидается, что в результате затраты экспортеров и импортеров снизятся на 10-15%. Пока принятые десять документов разосланы профильным министерствам стран-участниц для утверждения. В случае утверждения этих норм Украиной экспортеры ожидают улучшения доступа на ряд мировых рынков и реальных реформ на родной таможне.

Госорганы своим «щипачеством» практически поставили шлагбаумы для всех цивилизованных грузов

Александр Захаров, координатор движения «НЕТ коррупции на транспорте»

По моему мнению, главная таможня строит политику в совершенно тупиковом направлении, опять навязывая таблицы стоимости (в законодательном поле нет никаких таблиц стоимости!), поощряя взятки за использование разных колонок в таблицах; согласовывая какие-то полулегальные меморандумы с разными группами импортеров, когда есть легальные пути решения всех контрабандных проблем. Если бы просто поставили жесточайший контроль за таможенным и послетаможенным оформлением товаров, всей бухгалтерской цепочкой от границы до магазина, то результатом было бы полное прекращение контрабанды. Каждое контрабандное действие приводит к появлению грузов (товаров) без документов, которые каким-то образом надо поставить на бухгалтерский учет, выписать приходные и расходные документы, в дальнейшем нужно заплатить за товар за границу валютой – эта цепочка при желании быстро пробивается налоговыми органами. Однако грузинский вариант, когда работают простые и понятные правила таможенной очистки грузов, их учета и налоговой отчетности, либерализация взаимоотношений предприниматель-государство, а не тысячестраничные Таможенный и Налоговый кодексы в стиле Азарова, намного быстрее сделают товарную контрабанду просто ненужной. Изменения в сторону простоты и понятности «кричат» уже в Украине. И транспортники только выиграют от этого.

Exit mobile version