Site icon Companion UA

Рейдерство по-украински

Рейдерство, иными словами, недружественное поглощение бизнеса, сопровождает всю историю независимой Украины. В отличие от западной корпоративной культуры, где рейдер действует в рамках закона и приводит к управлению компанией более сильный менеджмент, рейдерство по-украински представляет собой сплав «понятийных» решений по «отжиму» активов в обход законов под «крышеванием» чиновников и судейства. Зачастую такой захват бизнеса означает его скорый конец, поскольку в дальнейшем происходит перепродажа захваченного актива по частям.

Механика рейдерства заключается в следующем: создать такие условия, при которых законные владельцы бизнеса теряют свое право владения, распоряжения активами или корпоративными правами.


Самый дешевый и относительно легальный для этого способ – используя противоречия и пробелы в законодательстве, прибегнуть к манипуляциям в ходе подготовки и проведения общего собрания акционеров, добиваясь «нужной» повестки дня, регистрации «нужных» участников с правом голоса, фальсификации при подсчете голосов и составлении протоколов. Опять-таки используя легальное право обладателя 10% акций, можно блокировать работу предприятия, назначив аудиторскую проверку и «подкрепив» ее организацией внеплановых проверок всевозможных контролирующих органов. 


Еще один популярный способ получения контроля над обществом – скупка его акций и долговых обязательств, чтобы впоследствии «руководить процессом» санации или банкротства. Нередки случаи возникновения дубликатов печатей, документов, одноименных компаний. Часто собственники и топ-менеджмент испытывает на себе угрозы и шантаж, порой это подкрепляется появлением на территории актива вооруженных лиц под видом частной охраны. Прибегают рейдеры и к такому испытанному средству, как подкуп представителей силовых и контролирующих структур, чиновников, судей.


Особенно «востребованным» в настоящее время оказался последний пункт в результате ситуации, связанной с проведением АТО. Суды в серой зоне за последнее время выдали сотни решений о передаче корпоративных прав «нужным людям». Зачастую такие решения оформлены задним числом, но проверить их и обжаловать в установленном порядке в настоящий момент практически невозможно.


Есть факты, свидетельствующие о прямом участии судей в рейдерских схемах по «отжиму» бизнеса – в принятии неправомерных решений о безосновательном отчуждении имущества, замораживании счетов предприятий и т. п. 


Цикличность жизни бизнеса в Украине имеет свою особенность: от выборов до выборов, поскольку с каждыми выборами происходит передел собственности. И рейдерские захваты в таких случаях «оправдываются» «политической целесообразностью» – как наказание сотрудничавших с прежним режимом.


Новый всплеск активности по переделу собственности мы будем наблюдать в самое ближайшее время в связи с очередным изменением корпоративного законодательства. Уменьшив кворум для проведения общего собрания акционеров до свыше 50%, депутаты нарушили существующий баланс интересов мажоритариев. 


Объективности ради стоит отметить, что в октябре 2013 г. в Верховной Раде был принят специальный закон, направленный против рейдерства (№642-VII; вступил в силу 29.03.2014 г.). Им были внесены соответствующие изменения в ряд кодексов (уголовный, гражданский, хозяйственный, хозяйственный процессуальный) и действующих законов. Но, несмотря на существенные дополнения в плане противодействия противоправному поглощению предприятий, данный закон, по мнению практикующих юристов, не предотвратил возможности рейдерских захватов.


До тех пор, пока существует заказ на услуги современных флибустьеров, рейдерство, как и питающая его коррупция, будут оставаться главными врагами украинского бизнеса. А вопрос об инвестиционной привлекательности Украины – риторическим.

Exit mobile version