Site icon Companion UA

Как Companion черный рынок валюты искал

В телефонных адресных книгах предпринимателей стали все чаще появляться «нужные» люди – менялы, валютчики, спекулянты. И хотя черный валютный рынок со времен 1990-х весьма продвинулся – часть валютчиков работают через интернет, некоторые имеют при себе детекторы банкнот и счетные машины, – принципы работы, наличие кидал и причины существования черного рынка остались неизменными.

Рынок валюты в тени существовал всегда. Просто в кризисное время он начинает проявлять себя более открыто на массовом, мелкорозничном уровне. Выход черного рынка в свет, как правило, связан с всеобщим дефицитом валюты и наступлением определенного административного и управленческого дисбаланса в финансовой и банковской системах. «В такой ситуации активный рост черного рынка является всего лишь продолжением стремлений обладателей валют заработать сверхприбыль на паническом ажиотаже и на разбалансированности общества и экономики», – говорит аналитик UniCredit Bank Т. Ратувухери.

Приторговывающие валютой банки

Статистика НБУ, отражающая только легальные операции, свидетельствует о том, что в декабре прошлого года население купило наличной валюты у банков на сумму $195 млн. против $2,2 млрд. годом ранее. Данные цифры красноречиво говорят о том, что реальный оборот валютно-обменных операций может превышать официальный в 10 раз.

«Появления возможности заработать на курсах неминуемо порождает то, что в этом начинают быть задействованы банки. Начиная от менял, которые делятся заработками с кассирами банков, и заканчивая крупным бизнесом, тесно связанным с банками», – говорит экономист Борис Кушнирук.

«Не секрет, что в Украине существуют банки, которые трудно назвать банками в классическом понимании этого слова, – говорит директор казначейства АБ Укргазбанк Алексей Ефремов. – Скорее это некие торговые площадки с лицензиями банков, пытающиеся заниматься разными спекуляциями, в том числе и валютными. Четкие признаки валютных спекуляций определить непросто, ведь используются различные, иногда достаточно сложные и многоступенчатые схемы. Некоторые используют для этой цели фиктивное кредитование физических лиц, другие применяют липовые импортные контракты. Поэтому прибыль от валютных операций может оседать в различных статьях баланса банка, а, скорее всего, она просто остается где-то в наличных средствах».

Если банк занимается незаконными валютными махинациями, то результаты от спекуляций проходят мимо кассы, в частности, в виде внебалансовых операций. «Легально же в балансах банков есть статьи переоценки активов по причине изменения курса, а также результаты от валютных торговых операций», – отмечает А. Ефремов.

В последнее время НБУ решительно выводит из рынка и закрывает банки, замешанные в нарушении валютного законодательства, в первую очередь в части валютных махинаций. И среди таких банков действительно были учреждения, работавшие исключительно в тени, с подпольными конвертационными центрами и каналами отмывания денег.

"&" убедился в том, что банки приторговывают валютой «налево». Так, 27 января через сайт Finance.ua без проблем удалось договориться о продаже $60 тыс. по курсу 20,45 грн./$ с банком Радикал в с. Петропавловская Борщаговка Киевской обл. по ул. Ленина, 20 (хотя официальный курс гривни в тот день составлял 15,8996 грн./$). На журналистский запрос о том, знает ли руководство банка о спекуляциях, нам, конечно же, не ответили. В то же время в банке Золотые ворота (который, кстати, признан неплатежеспособным 4 декабря) в Киеве по проспекту Победы, 21а, мы договорись 27 января о сделке на покупку $3 тыс. по 20,85 грн./$. В UniCredit Bank в Киеве, недалеко от станции метро Льва Толстого, можно купить практически любую сумму денег, предварительно заказав ее по телефону. Итого: 23 января $7 тыс. нам обещали отложить до вечера по курсу 21 грн. (официальный курс в день покупки был на уровне 15,7921 грн./$).
В отделении Имэксбанка (признан неплатежеспособным 26 января) в Киеве по ул. Большой Васильковской также готовы были продать нужную сумму в инвалюте по курсу 20,7 грн./$. Сделка была проведена в двадцатых числах января (официальный курс гривни к доллару был равен 15,7722 грн./$).

Побывал "&" и в конспиративном офисе в Киеве в районе Борщаговки по бул. Лепсе, 4, – там валюту меняют «черными мусорными пакетами». Любая сумма за минимальное количество времени. Попасть туда можно только по рекомендации и предварительному звонку. В очереди на третьем этаже нового торгового центра мы были вторые, за нами еще четыре клиента. На двери офиса стоит домофон с камерой. Охранник спрашивает, от кого и к кому желающий купить или продать валюту, и после двух кодовых имен ты оказываешься в офисе порядка 20 кв. м с сейфом, счетной машинкой и детектором банкнот. Сумма к обмену готова заранее, поэтому операция занимает не более 5 минут.

При помощи посредников «поменяться» по «нормальному» курсу можно в обменных пунктах тех же банков или в их «подпольных» отделениях. «Некоторые банки имеют помещения закрытого типа, работающие по звонку», – рассказывает экономист Борис Кушнирук.

Онлайн-менялы

Операции с иностранной валютой на черном рынке Украины набрали большую популярность в сети. Предложения от покупателей и продавцов размещаются на специально созданных сайтах, в закрытых группах социальных сетей, на форумах и порталах. Любой желающий может выставить свою заявку, указав номер телефона и место встречи.

«Работаю с черным рынком постоянно, доволен. В основном сдаю валюту через сайт Finance.ua, хотя иногда доллары тоже покупаю. Есть у меня пара людей, у них интернет-магазины. Им постоянно нужны доллары. Мы с ними работаем напрямую, берем среднее значение между покупкой – продажей и меняемся. По заказу оптовые менялы могут привести наличку прямо в офис», – рассказывает киевский бизнесмен, занимающийся недвижимостью.

В центре черного рынка возле универмага «Украина» безработный киевлянин, занимающийся валютообменом «втихую», говорит, что его основные конкуренты – оптовики, ведь они готовы покупать валюту даже по «космическому» курсу: «Когда только ввели ограничения на продажу 3 тыс. грн. в одни руки, я гастролировал по всему городу, удавалось за день купить до $20 тыс. Потом эту валюту толкал оптовикам по максимуму». При этом отмена Нацбанком индикативного курса его совсем не смущает. Даже если банковский курс сравняется с курсом черного рынка, у последнего будет значительное преимущество – отсутствие 2%-го сбора в Пенсионный фонд.
Не секрет, что в Украине часть малого бизнеса работает с серым импортом. Бизнесмен, которому нужно заплатить, предположим, $10 тыс. за поставку партии товаров, не пойдет в обменные пункты скупать по $100. Ему легче прийти к черному дельцу купить доллары дороже. Затем отнести их в банк на свою карту и осуществить платеж. «Именно серый и черный импорт и подогревают черный рынок, поддерживая их заказы», – говорит главный финансовый аналитик агентства Эксперт-Рейтинг Виталий Шапран.

Опасности черного рынка

Наличие черного рынка – это не только весомые недопоступления в бюджет и Пенсионный фонд, но и риски материального ущерба для пользователей его услуг, ведь на рынке, помимо «белых» менял, зарабатывающих на разнице в курсах, есть так называемые черные – обычные мошенники.

Схемы 1990-х: обмен фальшивых купюр, возврат купюр меньшего номинала после их проверки на подлинность или же передача значительно меньших сумм, чем было договорено, – никуда не делись. Да и предупреждение или штраф от 30 до 44 минимальных доходов с конфискацией валюты за незаконную скупку, продажу, обмен никто не отменял.

Те же грабли

Но, кроме разницы в курсах, одной из основных причин появления черного рынка является сбор с операций в Пенсионный фонд. История с валютным сбором и административными ограничениями у нас уже была в 1998-2002 гг. Закончилась она тем, что весомая часть валютообменных наличных операций оказалась в тени. Затем сбор отменили. «Мы все равно придем к отмене пенсионного сбора. Мы уже наступали на эти грабли», – говорит Б. Кушнирук.

Глава Нацбанка Валерия Гонтарева и сама признает наличие проблемы: «2% всегда будут создавать для черного рынка интерес, потому что именно там этих процентов не будет». По оценкам экспертов, на черном рынке в месяц обращается примерно $1 млрд. наличных. Перенаправить их в легальное русло можно только путем снятия всех валютных ограничений. В противном случае проблема отсутствия валюты в банках и ее наличие на черном рынке будет вечной.

Exit mobile version