Site icon Companion UA

В чем смысл жизни успешного человека

Некоторое время назад был период, когда по долгу профессионального роста мне необходимо было посещать разнообразные конференции и фестивали. Все шло своим чередом, пока на одной из конференций во время демонстрации групповой работы позитивного психотерапевта, где группа работала с темой мужских инициаций (перехода в новое развитие), я не услышала вопрос: «Где научиться смыслам, и как с ними справляться?». Последующее обсуждение показало, что обучение управлению смыслами игнорируется как актуальной культурой, так и воспитанием, но в то же время ответы на этот вопрос все еще лежат в сфере религии и нравственности.

Последующие запросы людей на терапии и общая ситуация в экономической, культурной, семейной и других сферах указывали на то, что жизнь разширила свои границы, и для ее постижения уже недостаточно религиозных опор и, мягко говоря, устаревших морально-нравственных законов. К тому же участились обращения достаточно успешных людей из сферы бизнеса и предпринимательства, связанные с остановкой в достижениях, желанием радикально сменить текущую профессию и прямой констатацией потери смысла во всем, чем они занимаются в бизнесе. Все чаще стал звучать вопрос: «А как искать смысл к конкретным событиям, которые со мной произошли сейчас в… (подставьте сами свою ситуацию)?». Если с подобным вопросом вы обращались к церкви, совести, традициям, морали, психотерапии или науке, то в каждой из этих сфер получили какие-то знания. А вот следующий шаг, как вы поступаете с этими знаниями, вскрывает начальные навыки обращения со смыслами.

Что делать со своей жизнью, когда вы уже всего достигли?

Тема смысла жизни обрела свою актуальность в связи с тем, что увеличились запросы от неверующих людей, сомневающихся в вере и тех, кто ощутил, что занимается не тем делом, которое нравится и приносит удовольствие. Люди стали задаваться вопросом: «Что делать со своей жизнью, когда мое «Я» в ней уже состоялось?».

В моем близком окружении есть человек, который в период работы в финсекторе получил опыт негативных финансовых операций, когда он банально столкнулся с угрозой от руководства: «Подпиши это и уйди спокойно в другой отдел или будешь уволен с позором». Этот случай послужил поводом для переживаний: для чего он участвует в этой истории, зачем ему нужно прикрывать негативные финансовые операции? Стратегия его размышлений завершилась решением поменять профессию. Так человек выбрал новый смысл и легко вошел в изменения.

Несколько лет назад в командировке в Донецке я встретила давнего друга детства, который долго и упорно создавал креативные идеи для рекламы стиральных порошков и сигарет. У него все успешно получалось: лучшие бюджеты, награды за идеи и рекламные кампании, слава, похвала, шумная жизнь в Москве и самые интересные путешествия по экзотическим странам, не говоря уже о престижных автомобилях, мотоциклах, двух квартирах в центре, красавице жене и прекрасном сыне.

Наш разговор крутился вокруг темы неуверенности и сомнений относительно того, что он делает в мире рекламы, где его зона ответственности за те идеи, которые он придумывает для корпораций. Но дальше этих разговоров дело так и не пошло. После истечения срока действия очередного контракта он продолжил реализовывать идеи для новых рекламных кампаний.

Такие примеры, с одной стороны, обнадеживают, поскольку есть возможность рассмотреть данную тему с точки зрения практичности феномена «смысл жизни», а с другой — указывают на то, что происходит кризис людских ресурсов и возможностей. В этой теме вскрывается проблема: большое количество людей мало представляют себе, на что они способны, и вообще не знают, в чем состоят их таланты, а значит, какие у них возможности.

Без особого углубления в разнообразные мировоззрения относительно таланта и способностей человека интерес представляет концепция о базовых способностях, имеющихся от рождения у всех без исключения. Каждый обладает двумя базовыми способностями: к познанию (определяет интеллектуальную сторону) и к любви (отвечает за эмоциональные переживания, фантазию и интуицию), которые со временем переходят в конкретное многообразие. Развиваясь, данные способности воплощаются во внутренние мотивации (так называемые первичные способности) и в особенности поведения (вторичные), с помощью которых человек реагирует на изменяющуюся действительность. Так, у нас появляются терпение, пунктуальность, вера, контактность, вежливость, бережливость и проч.

Как раз способности для смысла жизни играют многофункциональную роль — мотиваторов (средств достижения и продвижения) и ценностей. Знание о своих способностях — отличный помощник в достижении счастья и самореализации и вместе с тем хороший способ разрешать актуальные конфликты в разных сферах жизни.

Нелинейная жизнь

В нашем обществе бытует мнение, что жизнь организована линейно. Например, особенно остро это проявляется в момент, когда приходится писать резюме. В нем вы фиксируете свою жизнь согласно датам и достижениям (последовательно), как будто ваше существование — это плановый прогресс, результатом которого является собеседование, ради которого написано резюме. В конце концов появляется ощущение, будто мы полностью контролируем то, что делаем, и наша жизнь не хаос, а структурированная цепь плановых событий. Это именно то, чего ждет от вас потенциальный наниматель. Однако, глядя на собственное резюме, я думаю, что точно этого не планировала. Скорее всего, в случае с резюме люди стараются не упустить свой шанс. И более охотно вы ловите его, если он отвечает вашим желаниям и умениям. Мне кажется, именно такая линейность сталкивает многих людей с профессиональным кризисом.

Тема собственной реализации на работе скудна из-за отсутствия возможностей формировать новые смыслы, поэтому так велик процент людей, недовольных своей работой, организацией или начальником. Суррогат счастья, продаваемый нанимателями, верен для линейного мышления. Зрелое же мышление уже выглядит, как 3D-модель, где линейность уживается с нелинейностью или системным мышлением.

Когда человек находится в системе реализации согласно принципу «быть на своем месте» — это необязательно значит быть успешным с коммерческой точки зрения. В этом есть возможность получить удовлетворение, наполняющее внутренний мир. Если вы на своем месте, занимаетесь тем, что вам нравится, к чему лежит ваша душа, то это занятие будет наполнять вас энергией и стимулировать. Помимо такого внутреннего состояния, важны условия, при которых будет сделан выбор.
Когда тема касается кризиса людских ресурсов, есть гипотеза, что он происходит в основном из-за того, что множество людей отвергли имеющиеся у них способности. Существуют люди, которым выпал шанс и удалось проявить свои врожденные таланты, и так они поняли свою цель в жизни, нашли смысл. Другим же помогли те, кто разглядел в них талант до того, как они обнаружили его сами.

Уже будучи зрелым продавцом с семилетним опытом за плечами, один из менеджеров в сфере страхования столкнулся с проблемой самоопределения внутри компании. Все эти годы он реализовывался как продавец-одиночка, его ресурсным состоянием было управление отношениями с клиентами. Он и в офисе редко бывал — все больше в «полях» с клиентами, и видел смысл исключительно линейно: «Мое личное внимание и участие к настроениям, мыслям и выборам моих клиентов принесет большие деньги». Директор по персоналу заметила, что он обладает способностью думать позитивно и креативно, и начала стратегию мотивации этого человека для использования его потенциала в других сферах компании. Чтобы растопить жесткую смысловую концепцию и расширить взгляд на себя, нашему герою пришлось активно подключать способность доверять и принимать других людей как партнеров. В итоге ему предложили сменить продажи на управление людьми и бизнес-процессами в самом отстающем регионе, с чем он успешно справился за три года.

Что такое смысл?

Над темой, что такое смысл, бились и продолжают биться в разных сферах. Особенно актуальны дискуссии в дихотомии религия-наука. Однако так случилось, что разводить демагогию и вести полемику на тему смысла жизни в XXI веке уже недостаточно. Условия современного общества (свободный рынок, интернет, разные виды деятельности и способы получения удовольствий) ставят такие задачи, для решения которых мало религиозных знаний, выработанных несколько тысячелетий назад и все это время являющихся неприкосновенными, неизменными. Современная цивилизация не выдерживает проверку догмами и жесткими понятиями. Рефлексия является целостной в том случае, если параллельно с ней происходит активность. На какую активность нас подвигает религия, какие религиозные практики дают нашим смыслам процветать и помогают им воплощать внутренний мир? Есть гипотеза, что религии пора позаботиться о своем развитии и пересмотреть свое отношение к добру и злу, любви и ненависти.

Теме смыслов жизни в нашем обществе уделяется мало внимания. Религия — куда более удобный инструмент, нежели рефлексия и опора на свои внутренние способности. В линейной матрице человеку трудно перейти в новую плоскость восприятия себя. По критериям «бог тебя любит» и «бог тебя наказывает» привычнее ориентироваться. В случае же опоры на смысл приходится напрягаться и достигать новых уровней.

Чтобы твои способности заработали, нужно как минимум задать несколько вопросов самому себе для начала продвижения смысла твоего пребывание в конкретной ситуации.

Как видим, в теме смыслов жизни есть внешние (религия, образование, доминирование линейного мышления в обществе) и внутренние (мало веры и знаний в свои способности и таланты, отсутствие энтузиазма и интереса к внутреннему познанию, лень перемещать свое внимание и воображение в разные сферы) факторы, снижающие рост и приостанавливающие продвижение личности. Для людей, которые застряли или остановились, а в их умах звучат вопросы: «А что дальше?», «В чем смысл всего того, что я делаю?», конечно, существуют варианты ответов и/или дополнительные возможности.

Выходит, что, если вы ищите причины затруднений в поиске смысла жизни, то можете анализировать как внешние условия, так и свои внутренние качества и состояния. Стоит заметить; в поле внутренних состояний обнаружатся и эффективные реакции — мобилизация способности анализировать, согласие с тем, что есть, разрешение себе взять паузу, способность попросить о помощи, и весьма неприятные, чаще всего из эмоциональной сферы. Это будет лень, отрицание, критика, недоверие, раздражение и даже гнев.

В рамках терапии мы исключаем душевную операцию по вырезанию привычных и устойчивых форм мировосприятия. Когда, например, на консультации глубоко верующий человек, терапия переключается на принципы и язык категорий, созвучных религиозной системе восприятия. И сам процесс терапевтических отношений порождает некое расширение и открытие новых возможностей для человека, где он может более творчески передвигаться и формировать собственные новые смыслы, но при этом оставаться с верой в своего бога.

С точки зрения психотерапии «смысл жизни» мы рассматриваем как событие, которое человек сознательно либо подсознательно формирует. Соответственно внутренним стратегиям мы и занимаемся поиском решения. Весь вопрос в том, чтобы распознать внутреннюю стратегию, выстроить ее логику.

Почему мы тянемся к смыслу жизни, ищем его, желаем осознать? Ответы на подобные вопросы способствуют получению знаний о причинах нашего желания и истоках самого понятия «смысл жизни». Этот подход приводит в плоскость причинно-следственных связей, корнями уходящих в историю, древние знания (в индивидуальном опыте человека это детство).

Задаваясь вопросом: «Для чего мне нужно понимание смысла жизни?», мы выходим на поиск ресурсов или возможностей, некоторых способностей, направленных на конкретные, чаще всего осознанные решения, а значит, действия.

Мне нравится в моменты переживаний о новых смыслах обращаться к словам Карла Густава Юнга: «Я не то, что со мной случилось, а то, чем решил стать!». Именно эти слова стимулируют естественный механизм психики — наше воображение. Чтобы получить поощрение или разрешение на созидание, создание, формирование, можно просто использовать эту природную способность и применять ее на всех этапах своего продвижения на пути к смыслам. Так мы дополняем наши привычки ожидать, брать и начинаем отдавать себе, другим и миру те смыслы, которые сбалансируют разные сферы жизни.

Путь к новым смыслам

Путь к новым смыслам может выглядеть как пятиступенчатая модель, элементы которой можно использовать без привязки к последовательности и очередности. Эта модель стимулирует использование способности к самопомощи, ею можно пользоваться как руководством к действию, когда вы попали в ситуацию поиска смысла жизни.

Даже одна из ступеней данной модели может тренировать способность различать, разделять уходящий смысл (состояние бессмысленности) и возможность нового смысла.

Рассмотрим на примере ступени «наблюдение и дистанцирование». Вы даете возможность воспринимать себя в совокупности, принимаете проблему (состояние бессмысленности, потери устаревшего смысла, конфликта между смыслами и т. п.) и учитесь отходить от нее в сторону, снова возвращаться к ней и наблюдать ее с другой стороны — и так до того момента, пока не почувствуете готовность переходить в следующее состояние.

Практически ваши действия направляются на описание всех факторов стрессов и конфликтов, поэтому составляйте списки того, что раздражает, и того, что радует. Описывайте без критики, просто занимайтесь описанием. Выпишите точно, при каких условиях проблемы возникают, а при каких — нет. Дополнительно рассмотрите альтернативы, задавая себе вопрос: «Как бы я мог повести себя по-другому в определенном конфликте?».

Эти процессы помогут сбалансировать вашу уверенность, разбудить в себе «потухшие» способности. Заново взглянуть на проблемы и поиски своего предназначения.

Эффект не заставит себя долго ждать. Имея такие списки и возможность крутить их в руках, переписывать, менять позиции слов и предложений, ваше состояние как минимум изменится и выровняется, что даст новые ресурсы продвигаться дальше в поисках лучших смыслов.

Примеры списков для новых смыслов

Список №1: содержание текущего конфликтного смысла.

Цель списка: сделать объективными свои жалобы, установить связь с симптомами смысла.

Что дает этот список: тренирует навыки разделять, отделять один факт от другого; учит позитивной интерпретации негативных событий; позволяет наблюдать свои внутренние ресурсы.

Например, в графе: «Что меня раздражает в сложившейся ситуации?» могут быть такие варианты: « Беспомощность, апатия, рутинные действия, головные боли, страх заглянуть в будущее, стыд перед детьми (мужем/женой/коллегами), погода, пробки на дорогах».

И тут же в графе: «Что меня радует?» — «Возможность взять паузу в привычках, остановиться и побыть наедине с собой или близкими, проявить интерес к их делам, заняться здоровьем, переключиться на полноценный отпуск, спросить, как быть со своим будущим, у знающих людей».

Примеры списков для новых смыслов

Список №2: условия конфликтного смысла.

Цель списка: выйти из внутренних переживаний, установить связь со своим окружением.

Что дает данный список: тренирует (или открывает) навык переключения из внутренней среды во внешнюю, и наоборот.

Например, в графе: «При каких обстоятельствах мои проблемы возникают?» могут быть: «Встреча с давней подругой, автомобильная авария, встреча с одноклассниками, поездка в экзотическую страну, знакомство с новой культурой, поступление старшего сына в колледж в Лондоне, развод и проч.».
«При каких обстоятельствах мои проблемы (поиск смысла жизни) не возникают?» — «В ситуации, когда я передаю опыт и знания другим, веду домашнее хозяйство, выполняю дело, которое мне нравится, организую мероприятие, играю с ребенком и т. п.».

Примеры списков для новых смыслов

Список №3: альтернативы поведения при конфликте смысла.

Цель списка: перестроить узкое восприятие текущего смысла.
Что дает: расширяет возможности для новой реакции.

Вопрос: «Как я могу повести себя по-другому в определенном конфликте?». Варианты: «Попросить о помощи близкого, вовремя сказать «нет» на невыгодное предложение, заявить о своем сомнении, поднять вопрос о пересмотре условий, попросить прощение, задать все вопросы».

 

Exit mobile version