Так, отныне оформления трудового договора между работником и работодателем является обязательным. При этом запрещается фактически допускать работника к работе при отсутствии выданного работодателем соответствующего об этом приказа. Для защиты своих интересов работник имеет право обращаться в суд с заявлениями об оформлении трудовых отношений, в случае выполнения им работы без заключения трудового договора и установленного периода такой работы. При этом орган, рассматривающий трудовой спор, на основании заявленных выше требований одновременно принимает решение 1) о начислении и выплате такому работнику заработной платы в размере не ниже средней заработной платы по соответствующему виду экономической деятельности без учета фактически выплаченной заработной платы, а также 2 ) о начислении и уплате налога на доходы физических лиц и суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за установленный период работы.
Нововведения в КЗоТ также отменили обязанность физического лица – предпринимателя в случае заключения трудового договора с работником регистрировать его в государственной службе занятости по месту своего жительства и предусмотрели дополнительные гарантии в содействии трудоустройству для молодежи, детей-сирот и других категорий лиц, которые имеют это льготы.
Если говорить о работе женщин, то, к сожалению, здесь законодатель лишил женщин (или других лиц, которые фактически ухаживают за ребенком), в случае их выхода на работу на условиях неполного рабочего дня или работы дома, права на получение пособия в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Что касается работников, которые были призваны во время мобилизации и подлежат увольнению с военной службы в связи с объявлением демобилизации, но продолжают военную службу в связи с принятием на военную службу по контракту, то за ними сохраняются место работы (должность), средний заработок на предприятии более чем на один год.
Заслуживает также внимания и тот факт, что положение КЗоТ впервые подробно предусмотрели основания и размер ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства. При этом уплата штрафов не освобождает работодателей от устранения нарушений законодательства о труде. В Министерстве труда и социальной политики Украины, в свою очередь, создан специальный орган – Государственный департамент надзора за соблюдением законодательства о труде, который и будет налагать финансовые санкции на работодателей и осуществлять надзор за соблюдением норм трудового законодательства. При этом, выполнение постановлений указанного выше государственного органа возложены на Государственную исполнительную службу.