​Управленцы в юбках: феминизация бизнеса уже близко

В комедии «Тутси» герой Дастина Хоффмана переодевался эксцентричной дамой, чтобы доказать: не только мужчины способны построить блестящую карьеру и добиться всеобщего признания. «Перестаньте думать обо мне как о женщине. Расценивайте меня как личность», – восклицал главный герой, пребывая в образе. Сегодня, спустя 33 года после выхода на экран этого искрометного фильма, такой сюжет уже не кажется столь злободневным. И хотя протесты феминисток будут слышны во все времена, даже им сложно не признать, что тихая женская революция началась. Англичане говорят: «В бизнесе нет мужчин и женщин – есть деловые партнеры». Однако на постсоветском пространстве до сих пор женщину в бизнесе часто ассоциируют с женщиной за рулем, считая, что управление и машиной, и компанией слабому полу дается сложнее, нежели сильному. 

Мастерицы на все руки

Современные женщины-руководители усердны, беспристрастны, целеустремленны и наделены даром непревзойденной логики. А еще, как считается, они не готовы идти на неоправданные риски. Именно этот глубоко укоренившийся стереотип в последние годы, когда крупные бизнес-структуры столкнулись с серьезными сложностями на всех фронтах, и вызвал целую волну назначений женщин на ключевые посты. Сегодня СЕО Вирджиния Рометти пытается вывести из кризиса IBM, Мэри Барра – вернуть былую славу General Motors, а Мэрилин Хьюсон – найти новые источники роста для Lockheed Martin. В 2011 г., когда сексуальный скандал вокруг Доминика Стросс-Кана подорвал репутацию МВФ, а сам фонд нуждался в реформировании, новым директором-распорядителем была избрана Кристин Лагард. Элегантная француженка стала первой в истории женщиной во главе МВФ, так же как и Эльвира Набиуллина во главе Банка России, Арундхати Бхаттачария – Государственного банка Индии (обе с 2013-го), Джанет Йеллен – ФРС США или Валерия Гонтарева – Нацбанка Украины (с 2014-го).


«Организации дожидаются кризиса, чтобы поставить женщину у руля, поскольку понимают, что принятая стратегия уже не работает и требуется новый, более гибкий подход, – поясняет в своем блоге Сильвия Энн Хьюлетт, президент нью-йоркского Center for Talent Innovation. – Причем современным женщинам-лидерам не нужно обладать стереотипно мужскими чертами характера, чтобы смело вести компанию сквозь кризис». Им достаточно оставаться самими собой. На вопрос одного из журналистов «Кто такая Кристин Лагард?» та ответила просто: «Женщина».

Женщине-бизнесмену гораздо сложнее выжить в мужском мире, сохранить душевное равновесие и остаться женственной. По прогнозам экспертов Гарвардской школы бизнеса, тенденция развития бизнес-леди такова, что к 2020 г. возраст работающей женщины значительно увеличится. Если сегодня работодатель при приеме на работу женщины обозначают верхнюю планку в 35-40 лет, то в будущем женщина будет активна и в 55, и в 60. Активность, энергия, творческий подход и гибкость, присущие женщине, будут становиться все более востребованными, а значит нас ждет эра женщин-руководителей. Бизнес-вумен, как и любая женщина, в первую очередь актриса. Ей в отличие от мужчины хорошо удается менять роли и быстро переключаться. Это обусловлено тем, что мужчины мыслят линейно, а женщины объемно, поэтому могут делать много дел одновременно. Мужчина всегда ассоциируется с чем-то жестким и твердым – это скала. Женщина подобна воде, которая может быть очень и очень разной. Как вода свободно может переходить из твердого состояния в жидкое и затем газообразное, так и женщина должна уметь свободно управлять своей многогранностью. Другими словами, на работе снежная королева, а дома – теплое море.

Распорядок дня деловой женщины весьма отличается от режима мужчины. У мужчин согласно исследованию только два фокуса – работа и хобби. Традиционной ролью женщины всегда была роль матери и хозяйки. За последние годы этот список значительно расширился. Женщины ворвались в бизнес, политику, стали делать карьеру, но при этом не перестали быть хранительницами семейного очага. Кроме того, женщина всегда хочет выглядеть на все сто – соответственно необходимо еще и выкраивать время для себя. А потому дефицит времени и искусство тайм-менеджмента – необходимое для деловой женщины понятие. 

Смена тренда

Пока в Украине количество успешных бизнес-леди исчисляется сотнями, в развитых странах управленцев в юбках уже считают полноправными членами бизнес-сообщества. Свидетельством тому является исследование GMI Ratings «Women on Boards Survey», проведенное в прошлом году почти в 6 тыс. компаниях из 45 стран мира. Согласно ему женщины занимают сейчас всего 11% от общего количества топ-менеджеров крупных компаний. При этом количество топов в юбках выросло по сравнению с 2012 г. на 0,5 процентных пункта. Среди исследуемых компаний в 3% случаев в менеджменте работала одна женщина, 13% респондентов отчитались самое малое о трех представительницах прекрасного пола на руководящих должностях. 

Разнится доля управленцев-женщин и в зависимости от состояния экономики страны, где они работают. Например, в Норвегии, Швеции и Финляндии количество женщин-директоров самое высокое. Франция в настоящее время занимает 4-е место в мире. На развивающихся рынках ситуация несколько иная. Лидерство по количеству женщин в топ-менеджменте в этом сегменте закреплено за Южной Африкой, Польшей и Турцией (см. «Доля женщин в топ-менеджменте компаний»).

Гендерный баланс в бизнесе: что делать?

Ольга Горбановская, партнер, руководитель отдела human capital, E&Y в Украине

Вопрос установления гендерного баланса уже давно находится в центре внимания крупных международных компаний, поскольку наличие хотя бы 30% женщин на всех уровнях управления бизнеса обеспечивает лучшие финансовые показатели по сравнению с компаниями, где руководят только мужчины. Хотя универсального ответа на вопрос «что делать с гендерным дисбалансом?» нет, отмечу, что любые инициативы по установлению такого баланса не могут существовать в вакууме. Продуктивный баланс, дающий долгосрочный положительный результат, невозможен без «спонсорства» первого лица и высшего руководства компании, а также без глубинных культурных изменений и приверженности этому процессу всех сотрудников компании. Обычно одной из инициатив по установлению гендерного баланса является разработка и внедрение программы поддержки женского лидерства. Чтобы эффективно внедрить такую программу, сначала нужно понять, какого результата мы хотим достичь с ее помощью, а также какие барьеры необходимо преодолеть. Среди таких барьеров традиционно отмечают ограничения, существующие на уровне линейных руководителей (для более чем 30% женщин-респондентов, согласно недавнему исследованию Chartered Institute of Personnel Development), поэтому особое внимание стоит уделить обучению и постоянному развитию управленческих навыков у руководителей среднего звена. Результаты исследования также показывают, что свыше 25% женщин нужна помощь в развитии навыков создания собственной сети влияния и продвижения себя. Кроме того, достаточно частым препятствием на пути карьерного роста для женщин является низкая самооценка и неуверенность в своих силах, что решаемо с помощью поиска успешных ролевых моделей внутри организации и за ее пределами, а также правильных коммуникаций и обеспечения поддержки женщинам в определении своих сильных и слабых сторон.

Залишити відповідь