Site icon Companion UA

Что ожидает банковский сектор Украины после имплементации европейских норм

Согласно ст. 486 и Вербальной ноте, Соглашение об ассоциации вступило в силу с 1 ноября 2014 года за исключением его «торговой части» (Раздел ІV «Торговля и вопросы, связанные с торговлей»), которая начинает действовать с 1 января 2016 года.

Раздел ІV – это ключевой раздел Соглашения, который включает рекомендации по реформированию практически всех сфер экономики, в том числе и рынка финансовых услуг (ст. ст. 125-133 подраздела 6, Раздел ІV, Дополнение ХVII).

Такая подвижка во времени относительно положений основной части Соглашения об ассоциации, с одной стороны, затягивает процесс имплементации, с другой, дает Украине таймаут для адаптации банковского законодательства и подготовки к системным изменениям на рынке.

Изменения прежде всего связаны с обеспечением прозрачных правил игры для всех участников финансового рынка. Непрозрачность и отсутствие этих самых правил сегодня приводят к манипуляциям как со стороны кредиторов, так и со стороны заемщиков. В результате наблюдаем кризис банковской системы: инсайдерское кредитование, невыплаченные кредиты, проблемные или неликвидные активы в ипотеке, ликвидация банков, обманутые вкладчики, завышенные кредитные ставки, увеличение страновых рисков для инвесторов и так по кругу.   

Без изменения условий игры рынок не заработает по рыночным правилам. Такие правила необходимы всем участникам: государству, финансовым учреждениям, потенциальным инвесторам, и  потребителям финансовых услуг.

Итак, в период от 4 до 6 лет со дня вступления в силу Соглашения в банковском секторе  в той или иной мере имплементации подлежат около 13 Директив ЕС (Дополнение ХVII-2 Соглашения).

Чего ждать финансовому рынку? Рассмотрим несколько ключевых изменений:

Защита прав кредиторов. Как основное условие для финансовой стабильности банковской системы рассматривается создание достаточных гарантий эффективной защиты прав кредиторов. Несмотря на законодательные изменения и позитивные  тенденции судебной практики,  защита прав кредиторов от недобросовестных заемщиков в Украине далека от европейских стандартов. Наиболее остро перед банками сегодня стоит вопрос отсутствия эффективного механизма реализации залогового имущества, даже если пройдены все этапы судебного рассмотрения. 

Как следствие, увеличивается объем проблемного  портфеля банков, который по данным НБУ к концу 2014 года достиг 110 млн.грн. Кроме этого, отсутствие гарантий для кредиторов является сдерживающим фактором для инвесторов и причиной уменьшения  доли иностранного  капитала на рынке.

По опыту Европы одним из вариантов решения такой проблемы может быть упрощение  внесудебных процедур изъятия  залогового имущества, а именно предоставление банкам более широких полномочий на этой стадии. Банк будет иметь право обратить  взыскание на залоговое имущество, предъявив требование к такому заемщику без обращения в суд. Это позволит банку оптимизировать расходы на взыскание и значительно сократить сроки погашения задолженности. Появление такого инструмента было одним из первых требований МВФ к Украине.

Пруденциальный надзор. Еще одно немаловажное требование к Украине по Соглашению — обеспечение эффективного пруденциального надзора банковской деятельности, который предполагается реализовать через качественный мониторинг регулятора и прозрачную отчетность. В странах ЕС оценка банком кредитных рисков сопровождается  аудитом  финансового состояния заемщика с привлечением  авторитетной международной аудиторской фирмы. В случае отсутствия такого заключения, банк вынужден квалифицировать данный риск, как наиболее высокий и обеспечить необходимый резерв, как правило, в размере 100%.

Кредитные истории. Институт кредитных историй позитивно зарекомендовал себя  во всем мире и является одним из основных источников информации о заемщике. Финансовый рынок  не может эффективно функционировать без надлежащей финансовой культуры и грамотности потребителя, которая выражается в его позитивном опыте обращения с кредитными средствами и, таким образом, готовности нести обоюдные риски с банком.

Свобода движения капитала. В рекомендациях ЕС по реформированию финансового сектора большое внимание уделяется созданию условий для свободного движения капитала и упрощению доступа к ведению бизнеса. Так, например, Директива 2006/48/ЕС предусматривает взаимное открытие рынков для филиалов финансовых учреждений: упрощение процедуры открытия филиалов банка на территории другого государства-члена  путем простого уведомления компетентных органов, без получения отдельной банковской лицензии. Особенностью таких филиалов является их полная подотчетность и подконтрольность регуляторному органу страны происхождения его материнской компании.

Подписание Соглашения об ассоциации создает необходимые предпосылки для реформирования банковского сектора Украины. При наличии достаточной политической воли есть все шансы провести системные  изменения на рынке и трансформировать финансовый сектор в соответствие с европейскими стандартами. Сопротивление будет, как и в любом процессе изменений, но так у нас появится возможность хотя бы лет через 5 ожидать снижения стоимости   кредитных ресурсов для бизнеса до уровня 8-10% годовых.

Exit mobile version