По данным исследования Global Wealth Report, ежегодно публикуемого Бостонской консалтинговой группой, в 2008 году размер мирового богатства сократился на 11,7% с 109,5 трлн. долл. США до 92,4 трлн. долл. США. Год спустя ситуация значительно улучшилась. Количество СФЛ могло вернуться к докризисному уровню, но ситуация с государственными финансами оставляет желать лучшего.
Страны всего мира признают, что им необходимо увеличить свои доходы и рассмотреть вопрос эффективности администрирования и взыскания налогов и применения правил налогообложения к компаниям и физическим лицам. В целом, в 2014 году правительства внесли меньше изменений в ставки налога на прибыль предприятий, налога на доходы физических лиц и косвенных налогов по сравнению с 2013 и 2012 годами. Вместе с тем, большинство стран расширили налоговую базу(ы) на 2014 и следующие годы.
Налоговые органы переключают свое внимание с корпоративного сектора на состоятельных частных лиц и владельцев бизнеса. В основном это происходит в связи с текущим экономическим спадом, который приводит к сокращению прибыли предприятий, хотя размер личных состояний постоянно увеличивается. По данным журнала «Форбс», 2014 год показал рекордное количество когда-либо зарегистрированных миллиардеров: 1 645 (из них 268 новых). Общая сумма капитала достигла 6,4 трлн долл. США, в то время как в 2013 году совокупные бюджеты США и КНР составили только 4,9 трлн долл. США.
«Физические лица, уклоняющиеся от уплаты налогов и скрывающие налогооблагаемые доходы, становятся основными мишенями для налоговых органов, – комментирует Галина Хоменко, старший менеджер отдела Human Capital, руководитель подразделения по предоставлению услуг частным клиентам EY в Украине. – Налоговые инспекции применяют разные инструменты, большинство из которых (например, автоматический обмен информацией, правила контролируемых иностранных корпораций (КИК) и т.п.) пока еще не известны на постсоветском пространстве, но эта ситуация изменится в ближайшее время. В октябре 2014 года вступил в силу Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно определения конечных выгодоприобретателей юридических лиц и публичных деятелей», закон о раскрытии информации относительно конечных выгодоприобретателей, который стал отправной точкой в борьбе с переводом в офшорные зоны налогооблагаемой прибыли, подлежащей налогообложению в Украине. В ноябре 2014 года Российская Федерация приняла закон «О деофшоризации российской экономики» – очень практичный и эффективный инструмент для принуждения российских граждан платить налог на доходы физических лиц на общемировой доход и капитал в России. Существуют очень высокие шансы ожидать принятия аналогичного закона в Украине в ближайшем будущем».
Как это не грустно говорить, но независимо от развития законодательства, богатые украинцы могут предпринимать все возможные меры с целью обойти новые нормы. За последние десятилетия простые инструменты налогового планирования давали такую возможность, но ситуация изменилась. Сегодня состоятельные люди, в том числе украинцы, готовы платить налоги. И вопрос налогового планирования заключается не только в том, как платить меньше, используя правовые инструменты, но где (например, в какой стране) и как платить, чтобы после уплаты налогов прибыль и капитал можно было свободно использовать в цивилизованном мире не только самому предпринимателю, но и его/ее потомками» – добавляет Галина Хоменко
Шесть из 16 стран, включенных нами в обзор «Богатство в центре внимания», взимали солидарные налоги в течение 2010-2013 годов, но они не являются единственными примерами. В Европе Чехия, Греция, Италия, Португалия, Словакия и Испания также взимают такие налоги. Сроки, основания и общий размер применяемых налогов значительно отличаются в разных странах.
Со времени нашей публикации в 2010 году большинство из 16 стран, включенных в обзор, внесли изменения в налогообложение прироста капитала, которые можно рассматривать как значительные. Безусловно, эти изменения увеличили бремя налогов, подлежащих уплате. Франция, Италия, Южная Корея, Великобритания и США увеличили ставки налога на прирост капитала (НПК). Например, в 2013 году Франция перешла с фиксированной ставки на доходы в размере 24% на применение прогрессивной шкалы ставок налога на доходы физических лиц от 0% до 45%, фактическое увеличение составило почти 100%. Тем временем, Мексика ввела НПК впервые в 2014 году, а за ней может последовать Новая Зеландия. Вместе с повышением нормативных ставок с 2010 года произошли существенные изменения в 16 странах, включенных в обзор, например: закрытие возможностей уклонения, направленность на налогоплательщиков – нерезидентов, сокращение льгот и расширение базы НПК.
Налоговые администрации стремятся «договориться» с богатейшими налогоплательщиками
Финансовый кризис стал мощным катализатором изменений – после многих лет переменного прогресса в содействии более широкому обмену налоговой информацией между странами. Под эгидой стран «Большой двадцатки» и ОЭСР сотрудничество между налоговыми администрациями стало правилом, а не исключением, а порог терпимости к уклонению от уплаты налогов снизился до нуля.
Все большее количество налоговых администраций создают специальные подразделения по работе с крупным капиталом, целью которых является получение более полного представления о состоянии дел и поведении СФЛ. Налоговые администрации надеются, что это приведет к значительным улучшениям в плане соблюдения требований и лучшему пониманию рисков, связанных с сегментом СФЛ.
Честность оправдывает себя
Демонстрируя налоговым администрациям готовность и желание решать вопросы, связанные с соблюдением требований, и строить более конструктивные, открытые отношения, СФЛ могут получить выгоду от таких факторов:
- снижение риска налоговых споров
- снижение расходов, связанных с соблюдением требований
- лучшее понимание постоянно меняющейся законодательной среды
- экономия времени – наиболее ценный аспект
Повышение налогов является политически неприемлемым шагом, который также не стимулирует инвестиции
Значительное повышение налогов для бизнеса таит в себе двойную проблему. Это является политически неприемлемым и, как утверждает большинство экономистов, неблагоприятным для инвестиций. Это оставляет 1) потребление и 2) налог на доходы основными рычагами решения проблемы бюджетного дефицита с точки зрения налогообложения.
Налоги на потребление, например, НДС
По всей видимости, экономисты сходятся во мнении, что повышение НДС является более приемлимым подходом, чем повышение других видов налогов.
Налог на доходы физических лиц
Другой основной сферой внимания правительств является налог на доходы физических лиц. Все чаще богатейшие люди мира считаются наиболее привлекательной и перспективной мишенью для повышения налогов.
Налог на богатство
Концепция налогов на богатство находится под пристальным вниманием многих стран, стремящихся восстановить экономический рост после кризиса 2008 года и связанных с ним жестких фискальных мер. В отличие от налогов на доходы, которыми облагается поток поступлений (например, заработная плата, прибыль, проценты и рента), налог на богатство, как правило, понимается как сбор на основе совокупной стоимости всех активов, принадлежащих физическому лицу (или домохозяйству), включая жилье, денежные и прочие банковские депозиты, денежные средства, сбережения в страховых и пенсионных программах, инвестиции в недвижимость, которую не занимает владелец, предпринимательскую деятельность без создания юридического лица, корпоративные акции, ценные бумаги и индивидуальные трасты.
Во времена значительной неопределенности и непредсказуемости мировой экономики и налоговой среды СФЛ крайне важно оставаться в курсе последних событий. Все, что не отвечает на 100% законодательным требованиям, может грозить штрафами, а в некоторых случаях – уголовным преследованием.
Состоятельные физические лица считаются источником наполнения доходной части бюджета Богатые люди могут представлять лишь небольшую часть общества, но существует несколько важных причин, почему правительства во всем мире считают их источником наполнения доходной части бюджета.
Богатые люди платят большую часть налога на доходы физических лиц Богатейшие члены общества уже платят относительно большую часть налога на доходы физических лиц, который взимают правительства. В США, например, 1% самых крупных налогоплательщиков платит приблизительно 40% от общего федерального налога на доходы физических лиц, в то время как в Германии 0,1% самых крупных налогоплательщиков платит 8% от общей суммы налога на доходы физических лиц1.
Политически целесообразный способ увеличить доходы от налогов
Усиление требований к богатым часто является политически целесообразным способом увеличения общих доходов от налога на доходы физических лиц. Учитывая все еще высокий уровень безработицы во многих развитых странах, правительства выдвинули аргумент, что повышение налогов для богатых является справедливым способом решения вопроса имущественного неравенства и поддержки самых бедных членов общества. «Мы наблюдали, что СФЛ иногда могут использоваться правительствами в политических целях в качестве «козлов отпущения» в стремлении увеличить доходы от налогов. Поэтому для богатых людей очень важно построить хорошие отношения с налоговыми органами при условии, что налоговые органы готовы построить хорошие отношения с ними», – говорит Марникс ван Рой, руководитель международной группы по предоставлению услуг по налогообложению физических лиц и руководитель отдела налоговой политики EY в Нидерландах
Сложные отношения с СФЛ требуют дополнительного внимания
Как правило, СФЛ ведут более сложные финансовые дела, чем другие группы населения, и поэтому требуют больше внимания. Богатые люди часто ездят заграницу, имеют несколько бизнес-интересов и размещают свои активы в целом ряде трастов, компаний или фондов. Это представляет реальную проблему для налоговых органов, которые ранее разрозненно проверяли отдельные компоненты в структуре собственности СФЛ, с привлечением разных отделов, которые слабо взаимодействовали между собой.
Применение агрессивного налогового планирования
В отличие от других групп населения СФЛ могут применять агрессивное налоговое планирование просто потому, что они имеют более сложную структуру личных финансов и имеют доступ к таким услугам. В своем исследовании роли налоговых посредников ОЭСР заметила, что «состоятельные физические лица представляют второй основной рынок для агрессивного налогового планирования».
Ряд правительств уже объявили о дополнительных инвестициях, направленных на усиление соблюдения требований налогового законодательства и обеспечение его выполнения.
Как офшорные, так и оншорные финансовые центры обязались соблюдать международные стандарты относительно прозрачности. Страны, которые когда-то рассматривались как налоговые убежища, отказывающиеся от сотрудничества, открыли свои двери для внешнего контроля и, как результат, получили похвалу со стороны ОЭСР. Правительства применили более жесткие меры к банкам относительно раскрытия информации о счетах, размещенных в офшорных зонах.
Как заметил Анхель Гурия, Генеральный секретарь ОЭСР, в своем заявлении в июне 2009 года – «эра банковской тайны завершилась».
Структуры, которые, возможно, допускались пять лет назад, сейчас уже могут стать неприемлемыми, и это требует немедленного реагирования со стороны налогоплательщиков. Риски несоблюдения требований – наложения штрафов, расследований и судебных исков, – еще никогда не были такими высокими. Но в то же время СФЛ, которые серьезно относятся к соблюдению требований, могут получить большую выгоду от новой среды.
Важные действия, которые должны рассмотреть СФЛ
СФЛ необходимо приспособиться к быстро меняющимся условиям администрирования налогов и рассмотреть следующие меры:
- Провести оценку соблюдения требований и рисков с учетом текущей налоговой ситуации во всем мире
- Разработать или оценить новую «налоговую философию», чтобы быть уверенными, что налоговая позиция относительно налоговых неопределенностей отвечает их уровню допустимого риска
- Быть в курсе потенциальных законодательных и политических изменений в странах, в которых СФЛ ведут бизнес или осуществляют инвестиции, и сохранять гибкость, чтобы приспособиться к быстро меняющимся условиям налогообложения в этих регионах
- Оценить свою общую глобальную налоговую позицию как с личной, так и деловой точки зрения для уменьшения глобальных налоговых обязательств и избегания двойного налогообложения в соответствующих случаях
- Привлечь группу квалифицированных консультантов, которые разбираются в тонкостях налогового администрирования и успешно реализуют проекты международного масштаба, чтобы согласовать личное, деловое, инвестиционное планирование и обеспечить соблюдение налогового законодательства и требований относительно отчетности.